«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Один брат спросил авву Нистероя: "Если придет нищий и попросит у тебя одежды, то какую ты отдашь ему?" (У старца были только две одежды). Старец отвечал: "Лучшую". Брат опять спросил: "А если другой попросит у тебя, тому что дашь?" Старец сказал: "Половину другой одежды". Брат еще спросил: "А если кто еще попросит у тебя, тому что дашь?" Старец сказал: "Раздеру остальное и дам ему половину, а из другой половины сделаю себе опоясание". Наконец брат спросил: "Если кто попросит у тебя и опоясание, тогда что сделаешь?" Старец говорит: "Отдам ему остальное, а сам пойду куда-нибудь и буду дожидаться, пока Бог пошлет мне одежду и прикроет меня". Вот как исполняли святые пустынники заповедь Господню: «Просящему у тебе дай» (Мф. 5; 42). А вот какую любовь они оказывали к страждущим. Авва Иоанн Фивейский двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя неразлучно с ним на рогоже. Подобным образом преподобный Агафон, придя однажды в город для продажи вещей своих, нашел на улице лежавшего больного странника, о котором никто не заботился, нанял для него небольшую комнатку, остался при нем, ухаживал за ним, платил за комнату из денег, получаемых за рукоделье, а что оставалось из скудного заработка, то употреблял на другие нужды больного. Старец пробьш с больным три месяца, пока тот совсем выздоровел, и только тогда возвратился в келью свою. Этот угодник Божий сам говорил: "Если бы я нашел прокаженного и мог отдать ему свое тело, а его тело взять себе, я охотно бы сделал это". Такова должна быть совершенная любовь.

О преподобном Макарии рассказывают: приходит он однажды к соседнему отшельнику и застает его больным. Святой старец спрашивает болящего, не хочет ли он чего съесть? А в келье у больного ничего не было. Больной просит душистой лепешки (пастилы). И старец Божий, чтобы успокоить болящего брата, не поленился сходить в Александрию и достать ему пастилы.

Ради любви к ближнему святые подвижники готовы были оказать всякое снисхождение, только бы успокоить немощного. За это Господь и не оставлял их без особенных утешений.

Так, однажды тот же преподобный Агафон шел в город для продажи небольших сосудов собственного изготовления и нашел на дороге прокаженного. Прокаженный спрасил его: "Куда идешь?" Авва Агафон ответил: "В город, продавать сосуды". Прокаженный сказал ему: "Сделай милость, снеси и меня туда". Старец поднял его и принес в город. Больной попросил: "Положи меня там, где ты будешь продавать сосуды". Старец исполнил его желание. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил его: "За сколько продал ты?" Старец ответил. Больной сказал: "Купи мне на эти деньги пирог". Авва Агафон купил. Наконец, когда старец продал все сосуды и хотел идти назад, прокаженный спросил: "Ты уходишь?" — "Да", — отвечал старец. Больной сказал ему: "Сделай милость, отнеси меня опять туда, где взял". Старец взял его и отнес на прежнее место. И говорит ему тогда прокаженный: "Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!

Агафон посмотрел, но уже никого не увидел: это был Ангел Господень, пришедший испытать его.

Вот еще заповедь любви: «И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти» (Лк. 6; 34), и вот как ее исполняли святые подвижники. Однажды авва Иоанн Персиянин занял у брата златицу и купил себе льна для работы. Приходит к нему другой брат и просит: "Дай мне, авва, немного льна". Авва дал ему с радостью. Приходит другой брат и тоже просит у него: "Дай мне немного льна". Старец и этому дал. И кто ни просил у него — никому не отказывал, всем давал с радостью, хотя и для себя-то занял: не бьшо ничего в запасе. Удивительно бьшо в этом старце и то, что если кто приходил к нему взять что-нибудь в долг, он не сам давал из своих рук, а говорил просителю: "Пойди, возьми себе что нужно". Когда взявший приносил долг, то старец говорил: "Положи это опять на свое место". Если же кто не приносил долга, то старец и не напоминал ему об этом.

А вот как они, святые пустынники, бескорыстно трудились для ближнего: преподобный Пиор работал у кого-то во время жатвы, по найму. По окончании работы он напомнил хозяину о плате. Но тот отложил плату до времени, и авва возвратился в монастырь. На другой год, когда настало время жатвы, авва опять пошел к тому же хозяину, работал на него усердно, но не получил ничего и опять вернулся в обитель. И в третье лето старец, окончив обычную работу у того же человека, ушел от него без всякой платы. Но когда Господь благословил дом того человека, у которого он работал, Пиор взял плату, принес ее к одному святому старцу, упал к ногам его и, отдавая ему деньги, сказал: "Господь ущедрил меня". А тот велел отдать принесенное на церковь.

Когда авва Феодор Еннатский жил в пустыне, однажды он пошел в хлебную приготовить себе два пшеничных хлебца. Там он застал брата, который хотел испечь себе хлебы, но не имел никого, кто бы помог ему. Феодор оставил свое дело и пособил ему. Но только что окончил с ним, приходит другой брат. Он и ему помог испечь хлебы. После того приходит третий брат: и этому Феодор помогает с любовью. Так перебывало в хлебной шесть братии, и каждому помогал Феодор и только тогда испек он свои два хлебца, когда никого не было уже в хлебной. Следует заметить, что он не был какими-нибудь правилами обязан всем помогать: он делал это по братской любви, и нимало не роптал.

То ли бывает в миру? Там не будут много ждать: очередь — правое дело. А блаженный Епифаний, впоследствии епископ Кипрский, говорил: "Бог за самую малую цену продает оправдание тем, которые ищут купить оное, например: за малый кусок хлеба, за убогую одежду, за чашу холодной воды, за малую медницу".

Все сказанное раньше можно назвать делами милости телесной, а вот дела милости духовной, — любовь смиренных рабов Божиих к душе ближнего, попечение их о ней.

Один согрешивший брат пришел к авве Лоту и в смущении входил и выходил из кельи, будучи не в силах открыть своего греха. Тогда авва Лот спрашивает его: "Что с тобой, брат?" Брат сказал: "Я сделал большой грех и не могу открыть его отцам". Старец сказал ему: "Исповедуй грех свой мне, и я возьму его на себя". Брат со скорбью поведал ему грех свой. "Не унывай, — сказал ему старец, — есть еще покаяние. Пойди, пребывай в пещере и постись по два дня; а я принимаю на себя половину греха твоего". Прошли три недели, и старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата, который и оставался потом у старца в послушании до самой смерти своей.

Или вот еще рассказ об авве Ахиле. Пришли к нему три старца, из которых об одном носилась худая молва. Один из старцев говорит авве Ахиле: "Авва, сделай мне невод". Ахила отвечает: "Не сделаю". Другой старец просит о том же. И ему авва отвечает: "Мне недосуг". Наконец говорит и тот самый, о ком была худая молва: "Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих". Ахила тотчас с радостью отвечает ему: «Для тебя сделаю». Потом два старца спросили его наедине: "Почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать, а ему сказал: для тебя сделаю?" Авва Ахила отвечал им: «Я сказал вам: не сделаю, и вы не оскорбились на меня, поверили, что мне недосуг, а если я ему не сделаю, он скажет: "Старец услышал о моих грехах и потому не захотел сделать для меня". Через это я ободрил душу его, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью».

Так любили ближнего святые отшельники. Далеко нам, грешным, до такой любви. Скажут, может быть: зачем же они ушли из мира в пустыню? А вот затем и ушли, чтобы там, в тиши уединения, очистить свое сердце от праха греховных пожеланий и суеты житейской и соделать это сердце способным к такой чистой, пламенной любви. Почитайте их писания и увидите, что это воистину так!

563. Непобежденный враг русской земли