«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сын мой! Сохраняй в чистоте от всякой заразы бесстыдства не только тело, но и душу. Бесстыдная жизнь отдаляет нас от Бога, а чистая приближает нас к Нему. Удаляйся собраний, в которых неумеренно предаются вину: хмель — враг здравого смысла. У кого ум помрачен вином, с тем бывает то же, что с неопытным возницей, который, не умея управлять, бросается с лошадьми то в ту, то в другую сторону и тем только смешит людей. Смотри более на красоту душевную и люби душу — Духом. Только та истинная и вечная любовь, которая не исчезает, а все более и более возрастает. Итак, не будь увлечен красотой телесной, не отвращайся и от безобразия. Много на свете таких, которые говорят прекрасно, а поступают дурно: берегись, чтобы и самому тебе не быть подобным, и чтобы близкие к тебе люди не были таковы. Тех приближай и тех люби, которые делами украшают речи свои, а не речами — дела. Что тебе стыдно сделать, то стыдись и говорить; а что стыдно говорить, о том стыдно и думать. Если хочешь, чтобы Бог был к тебе милостив, то будь сам милостив к людям. Хотя ты и поставлен господином над другими, но не забывай, что ты сам раб: мы все имеем единого Господа и все мы созданы из земли, в землю и обратимся. Ни один из людей не безгрешен, ни один не бессмертен, ни один не знает, когда будет конец его жизни, ни один не избегнет суда в том, что совершил в жизни.

Не для удовольствий имей богатство, а для того, чтобы помогать неимущим. Сын мой! Никогда не ропщи на Бога: это признак малодушия. Без выбора принимай все, что только посылает тебе Бог. Если Он дает тебе радость — радуйся; если Он посещает тебя скорбью — будь терпелив; если Он дает тебе благополучие — пользуйся им с благодарностью к Нему; если попускает несчастья — не отчаивайся. Берегись только греха, от него одного должен ты удаляться, потому что он не от Бога, а от лукавого.

В счастье не возносись; в несчастье не унижайся. Если ты в тяжких обстоятельствах сохранишь великодушие, то получишь от Бога награду за свое терпение. Нет ничего надежнее мудрого совета, и нет ничего опаснее, как браться за дело без размышления. Если ты хочешь действовать наверное, то прежде размысли о том, на что решаешься. Что придумал, то можно и отдумать; а если что уже сделал, то поздно рассуждать о том. Советуйся с тем, кто умеет хорошо распорядиться собственным делом, а кто этого не умеет, тот никогда не даст и другим хорошего совета. Советуйся не с теми, которые льстят тебе, а с теми, которые не станут потакать твоим ошибкам.

Друг — дар Божий: больше радуйся, если есть у тебя искренний друг, чем тогда, когда при тебе есть самый близкий родственник. Родные любят нас по природе, а друзья — по добровольному к нам расположению. Очень часто бывает, что родные из-за ничтожных денег коварствуют против родных, а для истинного друга все богатства мира этого ничего не значат. Ему даже собственная жизнь нипочем: он готов жертвовать ею за того, с кем связывает его дружеская любовь. Итак, ты во всякое время и во всяком месте сохраняй дружбу людей, истинно тебе преданных; старайся о том, чтобы и они к тебе всегда сохраняли любовь неизменную и чуждую огорчений. Если кого хочешь иметь своим другом, можешь этого достигнуть легко: старайся только говорить о нем за глаза хорошее. Да и о тех друзьях, которых имеешь, не говори ничего дурного. А распознавай друзей в трудных и бедственных обстоятельствах. Кто счастлив, у того много друзей. Те только тебе истинные друзья, которые любят тебя не из-за прибыли, а по чистосердечной привязанности к тебе. Дружба, которая служит только при выгодных для нее обстоятельствах, — не дружба, а скорее промысел.

Да не коснутся слуха твоего язвительные речи. Не слушай злоязычных; не верь лукавым: они часто губят людей честных, распуская о них злые слухи.

Образование есть доброе и преполезное дело не только для царей, но и для всякого человека. Потому-то, милый сын мой, я увещеваю тебя: старайся приобрести образование, соединенное с добродетелью, ибо из всего, чем мы можем обладать, одна добродетель бессмертна. Тебе необходимо вполне усвоить все спасительные истины Богодухновенного Писания. Постоянно имей в виду и наставления древних мудрецов; у них ты найдешь много преполезных правил, особенно в сочинениях Соломона и Иисуса сына Сирахова. Из них ты много можешь почерпнуть мудрости. А когда ты будешь совершен в разуме, то исполнишь радости и меня, государя твоего, отца и наставника, и будешь в состоянии и других учить. Как нежное растение, напоенное влагой, прозябает и приносит плоды, так и ум твой, напоенный Божественными глаголами, все более и более будет возрастать и наконец принесет плоды добродетели. Тело поддерживается пищей, а душу — Божественным учением. Но мало того, что ты сам будешь образован: позаботься и о детях своих, пусть они будут верным подобием твоих добродетелей. Сын мой! Послушай отеческого наставления! Ты отблагодаришь меня за воспитание твое, поминая меня добром, которое будешь проводить в свою жизнь.

Так мыслил замечательнейший из византийских императоров, так учил он своего наследника тысячу лет тому назад. И его наследник верно соблюдал заветы державного родителя и заслужил в истории имя Премудрого. Но всякий видит, что эти уроки царственной мудрости и до сих пор сохраняют всю свою ценность. Что говорил своему сыну этот мудрый император, то может повторить и теперь своим детям каждый добрый отец-христианин.

590. Дом нерукотворенный

Царь индийский Гундафор, хотя себе царские палаты премудре устроити, посла купца своего Авана в Палестинскую страну, да поищет тамо искусного архи-тектона, иже бы умел здати премудре, и возмогл бы построите палаты таковым образом, каковым суть палаты Кесарей римских. С тем убо Аваном повелел Господь апостолу Своему Фоме идти во Индийския страны. Ищуще же Авану премудрого зодчия в Кесарии, Фома сретеся с ним, и искусна себе в том деле поведа. Поем же его Аван, вниде в корабль и яшася пути, пловуще с добрым ветром. Достигше же ко индийскому царю Гундафору, внидоша пред него и рече Аван: "Се, господи царю, приведох ти от Палестины зодчия премудра, да устроит палаты, угодны царству твоему". Царь же, видев Фому, возрадовася, и показав ему место, на нем же палаты хотяще имети, и размерив, каково имеяше быти основание, даде ему много злата на созидание, сам же отъиде во ину страну. Фома же, прием злато, раздаваше е требующим, убогим и нищим, сам же, труждаяся в проповеди Евангелия, многих к Христовой вере обрати и крести. По дву же летех посла царь ко Апостолу, уведати хотя, скоро ли зиждущияся палаты совершатся. Апостол же возвести, яко покров точию потребен. И радостен бысть царь, мняше бо, яко поистине зиждет ему на земли Фома палаты, и посла еще множество злата, повелевая, да красный зданию покров совершит вскоре. Он же, паки злато прием, и на небо очи и руце возвел, рече: "Благодарю Тя, Господи Человеколюбче, яко различными образы спасение человеком устрояеши". И паки данное злато просящим раздав, прилежаще проповеди Божия Слова.

Времени же некоему мимошедшу, уведа царь, яко ниже начася созидатися повеленное дело, и злато его убогим все раздано, и зиждай не о здании печется, но ходя по градом и весем, нового некоего Бога проповедет и чудеса дивна творит. Разгневався убо царь вельми, посла слуги яти Апостола и, приведена пред себе, вопрошаше: "Создал ли еси палаты?". Он же рече: "Создах зело добре и красне". И рече царь: "Идем убо, да видим здание твое". Отвеща Апостол: "Не можеши в житии сем видети палат тех, но егда от жития сего отъидеши, тогда узриши и, всельшися в них с радостию, жити имаши тамо во веки". Царь же мнев, яко ругается ему, опечалися зело и повел в темницу воврещи его вкупе с приведшим купцом Аваном, дондеже лютою смертию казнит их: мысляше бо кожу с них содрати и огнем их сожещи. Седящим же им в темнице, Аван укоряше Апостола: "Ты и мене, и царя прельстил еси, поведая, яко зодчий премудр еси, ныне же и злато царево, и мой живот погубил еси. Се бо тебе ради стражду и зле умрети имам, — лют бо есть царь, и обоих нас убиет". Апостол же, утешая его, глаголяще: "Не бойся, не умрем ныне, но будем живи и свободни, и почтени быти имамы от царя палат ради, яже создах ему в горнем Царствии". В ту же ночь царев брат впаде в недуг и посла к царю, глаголя: "И аз опечалихся, нашедшия ради тебе печали, и от печали тоя прииде ми недуг, и се, ныне умираю". И умре абие.

Царь же, забыв первую печаль, о другой скорбяще и неутешно о смерти брата своего рыдаше. Умершего же душу поем Ангел Божий, вознесе во обители небесныя и, обходящи тамо селение, показоваше ей многия предивныя, красные и светлые палаты. Бе же едина паче иных краснейша и светлейша, ея же красоты несть можно изреши. И вопроси Ангел душу: "В коей из всех тех палате изволяеши жити?" — Душа же, смотрящи на краснейшую ону палату, рече: "Аще бы мне в едином угле палаты сея пребывати было дано, ничтоже более требовали бы". Рече же Ангел: "Не можеши в сей палате жити, брата бо твоего есть, юже странный оный Фома данным ему златом созда". И рече душа: "Молюся тебе, Господи, пусти мя к брату, и аз искуплю от него палату сию, не весть бо он красоты ее. Искупивши же, паки возвращуся семо". Тогда Ангел возврати душу в тело, и абие умерый оживе, и, аки от сна воспрянув, предстоящих о брате вопрошаше и моляще, да приидет к нему царь — брат его. Слышав же царь, яко оживе брат, возрадовася зело и притече к нему. Видящи же его жива, ужасен радовашеся. Воскреснувый же нача к нему глаголати: "Вем несумненно, царю, яко любиши мя, брата своего, и плакал еси о мне. И аще бы мя мощно было искупити от смерти, дал бы еси и до полцарствия своего". И рече царь: "Ей, поистинне тако есть, и несть инако". Рече же брат: "Аще тако любиши мя, прошу у тебе единого дара, да не отречеши ми". И рече царь: "Вся, яже под рукою моею в державе моей, любимому тебе брату моему дарую". И клятвою утверди царь слово свое. Тогда рече воскреснувый брат: "Даждь ми палату твою, юже имаши на небесех, и все мое богатство за оную возми себе". Царь же, слышав сие, усумнеся и, яко безгласен, молчаше. Посем рече "Откуду мне есть на небесех палата?". И рече брат: "Воистину, такова палата есть, каковая ты не знаеши, ниже видел еси когда в поднебесней, созда же ю тебе Фома, коего в темнице держиши. Аз видех ю и дивихся неизреченной доброте ея, и хотех бы во едином углу тамо жити, но не дано бысть мне. Рече бо водяй мя Ангел, яко не мощно мне в ней жити, брата бо моего есть палата сия, юже странный оный Фома созда. Молих же Ангела, да мя отпустит к тебе, брату моему, дабы искупил у тебе палату ону, ибо аще любиши мя, даждь ми ю, а себе возьми вся моя имения".

Тогда царь о двух возвеселися: о воскресении братнем и о палате, на небесех ему созданней. И рече воскресшему брату: «Возлюбленный брате, кляхся тебе не возбранити ничтоже от тех, яже суть на земли под державою моей, а яже на небеси палата — тоя не обещах ти. Но аще хощеши, имамы у себе такового зодчаго, той убо и тебе да созиждет". И сия рекши, царь посла абие в темницу извести Фому святого с Аваном купцом, приведшим его. И тек в сретение Апостолу, паде на нозе ему, прощения прося, яко в неведении согреши. Апостол же, благодарив Бога, нача обоих братов учити вере в Господа нашего Иисуса Христа. Они же умиляющиеся, приемляху любезно словеса его, и вскоре крести их и всему христианскому житию научи. И создаша себе оба брата милостынями многими вечные обители на небесех. Апостол же, некое время с ними пребыв и в вере их добре утвердив, отъиде в окрестные грады и веси, неся спасение душам человеческим.

(Рассказ из жития святого апостола Фомы)

591. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Церковных песнопениях