«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что значит веровать в Бога? Это значит всем сердцем принимать за истинную правду не только то, что можешь ты понять о Боге, но и то, чего понять нельзя, что, однако же, говорит о Себе Сам Бог, чему учит нас Святая Церковь Православная, что пишут о Боге святые Отцы, как рассуждают и изъясняют о Боге Богом поставленные пастыри и учители Церкви. Все то признавай, думай и говори, что оно есть сущая правда, несомненная истина, наука Божия, хотя бы чего ты и не понимал. Только тогда ты и будешь христианин православный, то есть правильно и по правде верующий в Бога. Например, ты не можешь хорошо понять: как Бог вездесущ, — то есть что Он везде, на всяком месте, в одно и то же время есть и присутствует весь, — весь Бог на Небеси и весь Бог на земли, весь Бог в храме и весь Бог в доме твоем, весь Бог со мною, с тобою, со всяким человеком в одно и то же время. Не можешь ты этого понять, потому что сам ты в одно время не можешь быть и тут, и там; когда стоишь, например, в церкви, то нет тебя дома. Но ведь Сам Бог говорит тебе, что Он есть Бог вездесущий, Святая Церковь учит тебя, что Он везде, на всяком месте и на всех местах есть точно так, как ты на одном месте. Поэтому ты и веруй, и принимай, что Бог наш есть Бог вездесущий. По сему примеру рассуждай и о прочем, например, что Он есть Бог всевидящий, всеслышащий, всеведущий, Бог везде сый и вся исполняяй. Всегда, везде и во всем полагайся на Бога, во всех добрых делах и честных трудах от Него ожидай помощи, всегда думай и говори: сам по себе я — человек слабый, ничего не могу делать, если Бог не поможет мне. Засеваешь, например, поле. Не говори: я тружусь, я хорошо обработал поле, вовремя посеял, — ничего не уродится, если ты сеял без надежды на Бога. Отправляешься ли в дорогу? Помышляй в себе: может случиться в пути неудача или беда какая, но Бог мне помощник и покровитель, с Ним, если пойду и посреди тьмы смертной, не убоюсь никакого зла. Заболел ты или кто из семьи твоей, или скот твой, — не сокрушайся, как язычник, неведущий Бога, а возверзи, возложи печаль твою на Господа и говори: да будет воля Твоя, Господи! И где бы ты ни был, что бы ни делал, что бы ни случилось с тобою, — всегда помышляй: Господь со мной, Он все видит и знает, и что Ему угодно, то и сделает со мной. Буди Его святая воля на все! Вот что значит надеяться на Бога.

А как надобно любить Бога, это показывает нам Сам Господь и Спаситель наш, когда говорит: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф. 22; 37). То есть надобно любить Бога выше и больше всех людей и всех вещей на свете. Надобно любить Бога всем, чем только можешь любить: любить сердцем, любить душой, любить разумением, любить словом и делом, любить всегда, во всяких случаях и происшествиях нашей жизни. Ты веришь, что Бог лучше всего, сильнее всего, ближе всего к тебе? Значит поймешь, что Он должен быть тебе и милее всего на свете, что ты должен любить его прежде и больше всего. Спросишь: как сделать, чтобы любить Бога больше и выше всего? Слушай. Кого ты любишь на свете? Положим, любишь отца и матерь, жену и детей, родных и друзей своих. Хорошо, надобно любить и их, и всех людей. Но ты спроси себя и подумай: кто дал тебе отца и мать, жену, детей и все, что есть у тебя? — Конечно, Бог. Если же дал Бог, то и любить Его должно больше отца и матери, больше всего, что ты любишь, что тебе дорого на свете. Если Бога не станешь любить, то Он отнимет у тебя все, что дал тебе, что ты любишь больше Его. Хорош твой отец, хороша мать, хороши жена и дети, — ты и люби их. Но тут же обратись к Богу и всегда держи в уме: "Господи, как Ты благ и милостив ко мне, что дал мне, грешному, все хорошее! Люблю их ради Тебя, люблю Тебя больше их, потому что их Ты же мне дал!" Но у тебя нет отца и матери, нет жены с детьми, ты бедняк и сирота на свете? Что ж, тем легче для тебя любить Бога больше всего. Если ты сирота, то говори, как пророк: Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь, приняв их к Себе, принял и меня вместо их, — стал моим Отцом. Возлюблю Тя, Господи, крепость моя! Если ты бедняк, одинокий, безродный, то помни, что и с тобою всегда и везде Бог: и в нужде, и в одиночестве, и в сиротстве, и в беспомощности, — всюду Он, милосердый, с нами, за нас и для нас. Как же не любить Его больше всего на свете? Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою, и всею мыслию твоею! Аминь.

(Из "Бесед сельского священника" ("Воскресное чтение", 1848))

659. Беседа на вторую заповедь Божию

«Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20; 4)

Так говорит вторая заповедь Божия, возвещенная народу израильскому на горе Синайской. Не делай себе никакого идола, истукана, не вытесывай из дерева или из камня, не вылепливай из глины, не выливай ни из меди, ни из железа, ни из серебра или золота, ни из какой вещи не делай себе идола. На небе, вверху, ты видишь солнце, месяц и звезды, поэтому не делай никакого идола подобного, похожего, изображающего солнце, месяц и звезды. На земле, внизу, есть птицы, звери, скот, люди, камни и деревья; в водах есть рыбы, змеи, морские чудовища, — не делай никакого идола, похожего и представляющего либо птицу, либо зверя и скота, либо человека, либо змею и рыбу. Не делай никакого идола, изображающего какую бы то ни было земную или водяную тварь, не кланяйся этим идолам, как богам, не служи им, как будто они были боги твои.

Слава Господу Богу! Между нами, христианами такое идолопоклонство — дело невиданное. Но были, да и ныне есть люди и целые народы, которые не знают истинного Бога, не умеют ни креститься, ни истинному Богу молиться. Эти бедные люди, не зная Бога истинного, Творца всех тварей, начали выдумывать богов ложных, стали покланяться твари вместо Творца. Одни, как слепые, подумали, что солнце, месяц и звезды суть боги. Другие, еще слепее тех, стали богами почитать умерших людей, птиц, волов, кошек, больших змей, крокодилов и другую всякую тварь. Наделали себе идолов, похожих на эту тварь, и кланяются им, как богам. Такие несчастные люди называются язычниками, идолопоклонниками, а их нечестивая вера — идолопоклонством. Видите, как несчастны и слепы те люди, у которых нет истинной веры христианской, которые не знают истинного Бога христианского, которые не учатся у нашей Православной Церкви Христианской. Благодарите же, православные, денно и нощно благодарите Господа, что вы христиане, а не язычники, родились в Православной вере, а не в еврейской, не в басурманской или идолопоклоннической, что выросли и живете, как дома, в Православной Церкви, которая вся украшена святыми иконами, образами истинного Бога Христа Спасителя нашего и Пречистой Его Матери, ликами великих угодников Божиих. Почитайте сии иконы и покланяйтесь им, потому что кланяться иконам святым и почитать их учит и повелевает нам сама Православная Церковь наша.

Что такое икона? Например, икона святителя Христова Николая чудотворца? Конечно, образ, лик святого Николая. Опять спрошу: только образ, лик святого Николая, а не сам святой Николай? Конечно, не сам, а только образ его. Икон святого Николая есть великое множество, а сам святитель Христов Николай чудотворец есть только один. Помни же, что всякая икона есть только образ того, что она показывает. Вот тебе пример. Когда ты смотришься в зеркало или в тихую и светлую речку, ты видишь там себя. Но ты знаешь, что в зеркале и воде не сам ты, а только образ, обличив твое. Так рассуждай и об иконах, то есть что они только образ, лик, обличие того, кто на них написан. Видишь, например, иконы Рождества Христова, Крещения, Воскресения — рассуждай, что сии иконы — только изображения того, как Господь во яслех возлежал, как Он крестился, воскрес. Видишь икону, изображающую Христа, распятого на Кресте, — опять рассуждай, что сия икона не есть Сам Христос, а есть только образ, показание того, как Христос Господь наш страдал, был распят и умер ради нашего спасения. Крестов Христовых есть также великое множество, во всяком храме по нескольку, но Христос, истинный Бог наш, есть един, на каком бы Кресте Он ни изображался. Видишь различные иконы, изображающие Пресвятую Деву Богородицу, икону Покрова ее, икону Казанскую, Владимирскую, Иверскую, — рассуждай, что все сии иконы — только образа, представляющие одну и ту же Пресвятую Богородицу, одну, хотя и в различных видах, потому что Она, Заступница наша усердная, в различных видах являлась людям, а как и где являлась, так на иконе той святой и написана. Итак, твердо знай и помни, что наши святые иконы — только лики, обличия святых Божиих, а не сами они. На иконах пишется лик Божий, изображаются великие дела Божии, лик Богоматери, лики святых угодников Божиих, но только их лики, а не Сам Бог, не сами святые угодники. Вот почему не почитать святые иконы есть тяжкий грех; равно и боготворить иконы, почитать их богами есть тяжкий грех.

Как же надобно почитать святые иконы? А вот как: "Почитай икону, а не боготвори; чти икону не иконы ради, но того ради, его же икона образует. Образу кланяйся, а ум и сердце возводи на первообразное, помня закон Седьмого Вселенского Святого Собора Никейского, яко честь образа восходит на первообразное" ("Камень веры"). Проще сказать: в церкви ли, в доме ли, на пути ли встретишь святые иконы, тотчас перекрестись, кланяйся пред ними, лобызай их, нечистыми руками не дотрагивайся до них, ничего дурного и непристойного не делай при них, имей к ним любовь, усердие и благоговение, потому что все они — святые иконы, освященные Церковью, окропленные святой водой, все они — святыня церковная. Сказано: "Образу кланяйся, а ум возводи на первообразное". Это значит, глазами смотри на икону, а мыслию, умом своим помышляй о том, кто на иконе написан. Телом покланяйся образу, а душой и сердцем взирай, представляй себе того, чьему образу ты кланяешься. Молишься, например, ты пред иконой святителя Николая чудотворца и говоришь: "Святителю отче Николае, моли Бога о мне!" — а в уме держи, что ты просишь, молишь за себя не икону, а просишь самого святителя Николая. Представляй, что молит Бога о тебе не икона, а молит сам святитель Христов Николай. Молишься пред иконой Пресвятой Девы Богородицы и говоришь: "Пресвятая Богородице, спаси нас!" — и опять в уме своем, в мысли своей имей саму Пресвятую Богородицу и разумевай, что о спасении твоем ходатайствует не икона Богородицы, а сама Она, Пресвятая Богородица. Стоишь и молишься пред Честным Крестом Христовым и говоришь: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!" — и при этом помышляй и разумевай, что ты молишься не Кресту как Богу, что не Крест милует тебя, а милует и принимает твою молитву Сам Христос Бог наш, Коего только образ ты видишь на Кресте. Так молись и перед всякой иконой, так почитай и все иконы; в том и состоит разумное иконопочитание.

Возьмем пример. Ты получил письмо от отца, который давно разлучился с тобой и живет на дальней стороне. Тебе дорого это письмо, ты с любовью рассматриваешь оное, слушаешь и вслушиваешься в каждое слово, целуешь и бережешь его в почетном месте, и гневаешься на тех, кто вздумал бы взяться за него небрежно. Почему все это делаешь ты? Дело не в письме, а в том, что прислал его тебе отец твой родной. Глазами глядишь ты на письмо, а душой за письмом видишь своего отца. Смотришь слова, написанные в письме, а слушаешь самого отца. Словом, глядишь ты на письмо, но в то же время вся душа твоя, все сердце и очи твои не в письме, а в отце и с отцом твоим. Понимаешь ли теперь, как в одно и то же время можно глазами видеть одно, а мыслью, душой быть с другим? По этому же примеру рассуждай и о почитании святых икон. Молись, покланяйся, лобызай святую икону, но в то же время пусть все мысли твои, вся душа твоя и сердце будут с тем, восходят к тому, на кого икона указывает, или кто на иконе изображен. Вот чему учит нас вторая заповедь Божия. Так разумеет ее Святая Православная Церковь. Так, а не иначе разумел ее и святой пророк Божий Моисей, который сам слышал ее из уст Божиих. Запрещает она изображения ложных богов, а не изображения священные. Это ясно видно из того, что тому же Моисею, который написал со слов Божиих: не сотвори себе кумира, — ему же было сказано: «И сотвориши два херувима злата изваянна...» (Исх. 25; 18). Значит, священные изображения даже в Ветхом Завете не были запрещены. Мало того, даже были сделаны по Божию повелению, хотя тогда не было изображений Господа Бога Самого, потому что еще не явил Он Себя во плоти, как явил Себя Господь наш Иисус Христос в Новом Завете. Возблагодарим же Господа Бога и воздадим Ему поклонение, что Он, Всеблагий и Всемилосердый, не только дал нам познавать Себя и угодников Своих умом нашим, но сподобляет еще и видеть Себя и угодников Своих телесными нашими очами на святых иконах. Будем же молить Его неизреченное благоутробие, чтобы удостоил Он нас, грешных, видеть Себя и святых Своих угодников уже не на иконах, но лицом к лицу, в Небесном Своем Царствии. Аминь.

(Из "Бесед сельского священника" ("Воскресное чтение", 1848))

660. Мученица целомудрия

Придите, юноши и девы, соберитесь, мужи и жены, послушайте дивную повесть о юной мученице Фомаиде, которая всем нам, мужам и женам, юношам и девам, подала достоподражаемый пример, — как подобает христианину свято хранить чистоту и целомудрие даже до смерти! Вот что повествует о ней одна древняя книга, называемая "Патерик скитский".

Она была достойная дочь благочестивых родителей, живших в городе Александрии, что в Египте. Добрые родители воспитали ее в страхе Божием и научили своим добродетелям. Ей было пятнадцать лет, когда ее выдали замуж за одного юношу-христианина. И жила она в доме мужа своего, отличаясь целомудрием, кротостью и незлобием. Там же жил и отец ее мужа, свекор ее, человек грехолюбивый и безнравственный. Его пленила девственная красота юной невестки, и он долго искал случая обольстить Фомаиду и склонить ее на грех. Он обращался с ней нежно и ласково, но невинная отроковица принимал эти ласки за любовь отеческую и нимало не подозревала свекра в худых намерениях. Муж ее занимался рыбною ловлей. Раз товарищи пригласили его ловить рыбу в ночное время, и он ушел. Жена осталась в доме одна с своим свекром. Грехолюбец воспользовался этим случаем и стал принуждать ее ко греху. Ужаснулась целомудренная невестка такому бесстыдству свекра и стала его уговаривать: "Что ты делаешь, батюшка? Сотвори на себе крестное знамение и уйди от меня, ведь это диавольское с тобою искушение!" Но старик не унимался и приставал к ней. Напрасно целомудренная невестка и умоляла, и заклинала его оставить безумное намерение, он становился только бесстыднее.