«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Христос — один из великих?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  В Священном Писании нередко богословские истины раскрываются образами и сравнениями. Цель их одна — с впечатляющей яркостью и силой выразить главную мысль. Всякое сравнение условно, поэтому надо положить границы применения аналогии и не переходить их. Например: Господь, призывая быть всегда духовно бодрым, говорит: «Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк.12:39–40). Можно найти и другие примеры. В приведенном стихе также содержится образ. Мессия после перенесенных за грехи людей страданий и унижений явиться победителем. Священный писатель сравнивает Его с великими и победоносными царями, которые не только покоряли другие царства, но и, как добычу, присоединяли их к своей державе.

Разве Иоанн не был уверен, что Иисус Христос — долгожданный Спаситель?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Надо сразу же поставить и разрешить вопрос: мог ли усомниться великий Пророк Иоанн в том, что Иисус, Которого он крестил, есть Мессия-Христос? Предположить такое сомнение невозможно. Этому противоречит вся предшествующая деятельность св. Иоанна. Он был избран для особой миссии в планах Божественного Промысла: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк.1:2). Ему были даны особые откровения о том, что Крещенный им в водах Иордана действительно Мессия: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин.1:35–37). Позже, когда св. Иоанну сказали, что Тот, Кто был с тобой при Иордане крестит, и все идут к Нему, Иоанн Предтеча прямо засвидетельствовал, что Он — Христос: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним <…> Ему должно расти, а мне умаляться <…> Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин.3:28,30,33–35). После этого Иисус сотворил много чудес и совершил дела, которые обнаружили в Нем признаки возвещенного пророками Мессии. Св. Иоанн мог еще больше укрепиться в том, что ему было открыто раньше. Для чего тогда были посланы два ученика? Древние экзегеты (Ориген, святитель Иоанн Златоуст, блаженные Августин, Иероним и Феофилакт) говорят, что св. Иоанн это сделал для более сильной и твердой веры своих учеников в то, что Иисус есть истинный Мессия. Значение этого посольства тем более становится понятным, что сам Иоанн был в темнице. Зная злобу врагов, он готов был и к смерти. Поэтому после кончины Иоанна его ученики должны были стать учениками Иисуса.

Что означают слова Господа: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою»?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Священное Писание приписывает соли очистительное свойство. Как средство, предохраняющее от разложения, она является символом прочности и верности. По иудейскому закону каждую жертву следовало посолить перед жертвоприношением Богу на алтаре (Лев. 2:13). Поэтому в книге Чисел говорит Господь: «завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою» (18:19). По уставу о жертвах: «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» (Лев.2:13). В Евангелии Господь наш Иисус Христос, применяя соль как символ прочности, призывает Своих учеников и последователей быть стойкими и верными. Нужно иметь в себе соль, т. е. веру и дух христианский. Если этого не будет, то значит, что соль потеряла силу. Тогда христианин не сможет исполнить свое назначение: помогать миру обращаться к вере.

Какими свойствами обладает Богородица?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Православная Церковь прославляет Божию Матерь выше всех сотворенных разумных существ — ангелов и людей. Почитание Её начинается с апостолов. Для них Она была не только Мать их возлюбленного Учителя, но и Помощницей и Покровительницей всех христиан. Церковное предание сохранило свидетельство о Ней Её современника священномученика Дионисия Ареопагита, ученика св. апостола Павла. Он, будучи первым епископом Афинским, специально приезжал в Иерусалим, чтобы увидедь Пресвятую Богородицу. В письме к апостолу Павлу он рассказывает о своем посещении Божией Матери: «невероятным казалось мне, исповедую пред Богом, о, превосходный вождь и начальник наш! чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных. Я видел очами моими богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного Апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы.

Благодарю превысшего и преблагого Бога моего, божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние» (Четьи-Минеи 15 августа, повествование о успении Пресвятой Богородицы).

Святитель Амвросий Медиоланский на основе дошедшего до него предания, писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель.

Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама» (О девственницах ).

По описанию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».