Commentary on the Gospel of Luke

     Прежде всего того, что имеет случиться при кончине мира, или и при пленении (ибо, как я сказал, Он с речью о кончине соединяет речь и о пленении), "возложат на вас", то есть учеников Моих, "руки". И действительно, прежде пленения Иерусалима апостолы изгнаны были из него, по особенному усмотрению Божию, именно: чтобы все ужасы обрушились только над распинателями, а они, то есть апостолы, наполнили весь мир проповедью. Были также приводимы апостолы и пред царей и правителей: например, Павла водили к Фесту, к Агриппе, к самому кесарю (Деян. 25, 6. 23; 26, 32). Обратилось же это для них в славу свидетельства. - Поскольку же они были люди простые и неученые, то чтобы они не смущались тем, что от них будут требовать отчета мужи мудрые, говорит, чтоб они об этом нисколько не заботились. Ибо вы от Меня получите вместе премудрость и благоречивость, так что все противящиеся, хотя бы соединились за одно, не возмогут противостоять вам ни по мудрости, то есть силе мыслей, ни по красноречию и непогрешительности языка. Часто иной искусен в составлении умозаключений и находчив в мыслях, но при шуме скоро смущается, и от того во время речи к народу все перемешивает. Но им, то есть апостолам, в обоих отношениях дана была благодать. Поэтому и священники изумлялись необычайной мудрости Петра и Иоанна, зная, что прежде они были люди простые (Деян. 4, 13). А Павлу Фест говорил: С ума сошел ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян. 26, 24). - Сказав это и уменьшив их страх от неучености, Господь высказывает еще обстоятельство, необходимое и могущее поколебать души, именно: что они преданы будут друзьями и сродниками. Предсказывает о сем обстоятельстве для того, чтобы, случившись внезапно, оно не смутило их. Ибо оно сильно поражает душу, как и Давид говорит: "ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; но ты, который был для меня то же, что я" (Пс. 54, 13. 14); и опять: "который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40, 10). Сказав это и то, что их будут ненавидеть и некоторых из них умертвят, присовокупляет величайшее утешение: "волос с головы вашей не пропадет". Вы, - говорит, - будете спасены, и ни малейшая частичка ваша не пропадет, хотя многим и будет казаться, что пропала; только нужно терпеть. Ибо терпением вы можете приобрести ваши души. Враг приступает, как бы с намерением взять в плен, и старается захватить ваши души, наведя на вас бедствия; но вы вместо серебра дайте терпение, и этим выкупом приобретете ваши души и не потерпите в них вреда. Обрати внимания на выражение: "некоторых из вас умертвят", и ты уразумеешь оное несколько глубже, именно: умертвят вас не всецело. Вы состоите из двух частей: души и тела. Не ту и другое, но одно у вас, то есть тело, умертвят, а души ваши вы терпением приобретете, Об этом Он и в другом месте сказал: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28).

     Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожиданиябедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. 

Теперь самым ясным образом Господь говорит о пленении Иерусалима. Поэтому я думаю, что слова: "прежде же всего того" нужно разуметь так: прежде голода и мора, и прочих бед, какие случатся во время кончины мира, вас, апостолов, изгонят и прочее. Потом и для Иерусалима наступят бедствия. Поскольку они думали, что здания храма будут разрушены во время кончины, то Господь говорит: нет! Ибо во время кончины будут лжепророки, голод и мор от постоянных войн, имеющих возгореться вследствие того, что любовь иссякнет. А вы изгнаны будете прежде времени кончины, и Иерусалим будет взят в плен, и камни сии будут разрушены. Когда увидите город Иерусалим, окруженный римскими войсками, тогда знайте, что приблизилось его запустение. - За сим оплакивает те бедствия, кои постигнут тогда город. Находящиеся в Иудее, - говорит, - пусть бегут в горы; находящиеся в окрестностях пусть не надеются, что их сберегут стены города, но и те, кои будут внутри города, пусть выходят из него вон. Потому что это будут дни отмщения, чтобы исполнилось написанное, особенно в книге пророка Даниила (9, 26 - 27). "Горе беременным" (в те дни), ибо они по причине тяжести чрева не могут бежать, "и питающим сосцами", ибо по причине сильной любви к детям не могут они ни оставить их без присмотра, ни увести их с собой. Некоторые говорят, что Господь сим намекает на заклание детей, о котором рассказывает Иосиф и пророчествует Иеремия (11, 22). - "И Иерусалим, - говорит, - будет попираем язычниками". Доселе речь была о пленении: потом о кончине. "Будут, - говорит, - знамения в солнце и луне и звездах". Ибо с переменой в твари естественно быть новому порядку и в стихиях. У народов будет "уныние", то есть скорбь, смешанная с недоумением во всем. Море будет страшно шуметь, и наступят боязнь и смущение, так что люди будут издыхать от одного страха и ожидания бедствий, идущих на вселенную. Видишь ли? Он ясно говорит здесь о кончине мира. Ибо выше говорил, что Иерусалим будет окружен и попираем языческими войсками, а здесь говорит о наступлении бедствий для вселенной. Значит, теперь речь у Него о кончине вселенной. "Ибо силы небесные поколеблются". Что Я говорю (говорит Он), что при изменении всей твари смутятся люди? Самые Ангелы и первейшие Силы смутятся и ужаснутся при столь страшных переменах во всем. "И тогда увидят Сына Человеческого". Кто? Все верующие и неверующие. "Грядущего на облаке", то есть как Бог, с силой и славой великой. Ибо тогда и Сам Он, и крест Его возблистает лучше солнца, всеми будет признан.

     Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 

As the first coming of the Lord was for the recreation and regeneration of our souls, so the second will be for the regeneration of our bodies. That is why the Lord also says: when this begins to come to pass, you, weighed down with corruption, will rise up and enjoy freedom. For your redemption will come, that is, the complete liberation of both, that is, soul and body. The pretext, it seems, precisely indicates the complete deliverance from corruption, which the body will then receive, by the grace of the Lord, Who abolishes the last enemy – death (1 Cor. 15:53). 57. 26). For He abolished principalities and powers, and redeemed the soul. There was still death, which fed on our bodies; its abolition will be the cause of our freedom and redemption. With the fulfillment of this, the Kingdom of God will immediately come. Just as a fig tree, when its leaves bloom on it, indicates the approach of summer, so the appearance of these signs and the transformation of the universe serve as a sign that "summer" is coming, that is, the Kingdom of God, which for the righteous comes precisely as summer after winter and storm. Meanwhile, winter and a storm will come for sinners. For they consider the present age to be summer, and the future to be a storm for them. "Verily I say unto you, this generation shall not pass away until all these things come to pass." He does not call those who lived then, but all generations of believers. For the Scriptures sometimes call by generation those who are similar in morals, for example: "Such is the generation of those who seek Him" (Psalm 23:6). Since He said that there will be confusion and wars, and changes both in the elements and in the objects themselves, so that anyone should not come to the thought that Christianity will not ever collapse, He says: No! This generation, that is, the generation of Christians, will never pass away. Heaven and earth will be changed, but My words and My Gospel will not be destroyed, but will remain forever, even though everything be shaken, and faith in Me will not fail. From this it is also evident that He prefers the Church to all creation: for the creation will change, but from the Church of the faithful, as well as from His words and the Gospel, nothing will perish.

     Take heed to yourselves, lest your hearts be weighed down with gluttony and drunkenness and the cares of life, and lest that day come upon you suddenly, for it shall come upon all who dwell like a snare upon all who dwell on all the face of the earth; Therefore watch at all times and pray, that you may be vouchsafed to escape all these future calamities and to stand before the Son of Man.

 You," he says, "have heard of horrors and confusions. All of them sensually and foreshadow the calamities that will befall sinners. But against these troubles there is a powerful and counteracting remedy - prayer and attentiveness to oneself. For the constant readiness and expectation of death can overcome all this. And it will be with you on this condition, - he says, - if you are awake and your hearts are not burdened with gluttony and drunkenness, and the cares of life. For that day will not come with observation, but unexpectedly, secretly, like a snare that catches up those who are inattentive to itself. Others, perhaps, will begin to examine the expression "living (sitting) on all the face of the earth." That day will envelop those who lead a carefree and idle life. For they are the very ones who are sitting, and they are caught in the net. But whoever is active and industrious, cheerful to do good and always strives for good, does not sit and is not comforted by earthly things, but excites himself and says to himself: "Get up and go, for this country is not a place of rest" (Micah 2:10), and desires a better fatherland, for him this day is not a snare and trouble, but a kind of feast. Therefore, we must watch and pray to God, so that we may be able to avoid all future calamities. Perhaps, first, famine and pestilence, and others, which will not burden the elect as much as the rest, but on the contrary, for the sake of the elect will be reduced for the rest; perhaps, secondly, those that will come forever for sinners, for we cannot avoid them except by vigil and prayer. Since it is not enough for the magnanimous to avoid anger, but they still need to receive some benefit, then, having said that you may be able to avoid all future calamities, the Lord added: "and stand before the Son of Man," which is the enjoyment of good things. For a Christian must not only avoid evil, but also strive to gain glory. And to stand before the Son of Man and our God is an angelic dignity. For it is said: "Their angels in heaven always see the face of My Father" (Matt. 18:10).