«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ни звука, ни слуха, ни вести, ни памяти, словно и не было.

С тобой же такого не случится, о любимец мой спасающийся. Как очи твои – светом, да озарятся все пути твои. Как солнце в небесах сверкает ярче звезд, так пусть будет для тебя важней всего в веке нынешнем непрестанная молитва, любовь, милосердие и долготерпение во всех страданиях твоих. Ибо как ни ублажай человек тело свое различными наслаждениями, не сможет избежать смерти, разложится тело и рассыплются кости. И поэтому лучше тысячу раз, но короткое время, пострадать на этом свете, зато в грядущем веке блаженствовать бесконечно. Ибо, отказавшись однажды от всех радостей земных, ожидаем блаженства будущего века в Царствии Небесном.

Воистину торжище, о человек, жизнь века нынешнего. И пока не окончен торг, то есть жизнь века нынешнего не прекратилась и не разлучилась душа с телом, не ленись, о человек. Купи себе подвигами и добродетелями Царство Небесное, радость бесконечную, вечное блаженство, пребывание с Богом и с ангелами, и со всеми святыми, в сладостном пении и неумолкаемом славословии. Воистину, что купит человек трудами на этом свете, то покоем получит в веке будущем: какой хлеб сеет земледелец в землю, такой и пожинает.

Поистине, жизнь века сего, слава, почести, богатство, разные удовольствия, наслаждения и блеск подобны пламени огненному. Когда раздувают огонь, высоким пламенем горят дрова, но превращаются в угли, а после – в пепел. И налетает сильный ветер, развеивает этот пепел, и не узнаешь даже, что он был. Подобна этому и жизнь нынешнего века.

О человек, если даже обойдешь все стороны света, научишься эллинской мудрости, изучишь всю философию, превзойдешь мудростью всех ораторов и Афины, и если даже обретешь богатства всего мира и присвоишь их, не избежишь смертного часа. Но сколько ни живи в мире сем на этом свете, если даже и тысячу лет проживешь, все равно скончаешься. Кратковременные радости, удовольствия и мудрость мира сего в нынешнем веке и не хочешь, да оставишь. Не ищи, человек, мудрости земной – ищи мудрости небесной, как душу спасти. Ибо то сам учишься мудрости, то других людей учишь, а что тебе за польза, если Господним заповедям, добродетелям и страданиям отеческим не следуешь? Только чрево свое набиваешь премудростями, а время спасительное губишь. Думаешь смиреннее всех предстать пред Богом, отрекшись от суетной своей мудрости в зрелости, в старости или в иноках. Ждешь срока и старости, выбираешь удобное место и откладываешь со дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. А смерть не считается с нашими сроками и намерениями. Когда проживем отпущенные годы, внезапно забирает нас, даже если не хотим. Некоторые и будучи младенцами забираемы бывают. А ты и не думаешь: доживу ли до завтра? Разве не знаешь, как быстро жизнь человеческая идет мимо, и что, если испустишь дух из уст своих, не вернется он к тебе снова. Тут же скончаешься.

Берегись, человек, чтоб не застала тебя смерть в беспечности, в лени и в праздности. Почему не готовишься, не подвизаешься и не боишься? Слышал, что антихрист уже наступает, почему не ужасаешься и медлишь? О человек, слышал, что и пришествие Христово при дверях. И разве не пришествие Христово для нас – кончина смертная, в любой момент подстерегающая каждого? Почему же не трепещешь, не торопишься и не заботишься о душе своей? Как надеешься миновать бесовские мытарства на воздухе? Как надеешься ответ дать Богу? И как надеешься избежать муки бесконечной и сподобиться блаженства в Царствии Небесном?

В воздухе злые духи, собравшись в полки сидят, как привратники городские у ворот. Полк каждого греха у своего мытарства сидит, останавливая души, виновные в этих грехах, при восхождении на небо. И первое мытарство – клевета. Второе мытарство – оскорбление. Третье мытарство – зависть. Четвертое мытарство – ложь. Пятое мытарство – празднословие. Шестое мытарство – лихоимство, обман и неправда. Седьмое мытарство – осуждение. Восьмое мытарство – тщеславие. Девятое мытарство – лицемерие. Десятое мытарство – чревоугодие. Одиннадцатое мытарство – злоумышление. Двенадцатое мытарство – мужеложство и растление детей. Тринадцатое мытарство – прелюбодеяние. Четырнадцатое мытарство – разбой. Пятнадцатое мытарство – воровство. Шестнадцатое мытарство – пьянство. Семнадцатое мытарство – объедение. Восемнадцатое мытарство – лень. Девятнадцатое мытарство – гнев. Двадцатое мытарство – злопамятство. Двадцать первое мытарство – ненависть. Двадцать второе мытарство – себялюбие. Двадцать третье мытарство – честолюбие. Двадцать четвертое мытарство – сребролюбие. Двадцать пятое мытарство – блуд. Двадцать шестое мытарство – гордыня. Двадцать седьмое мытарство – сластолюбие. Двадцать восьмое мытарство – отлучение. Двадцать девятое мытарство – идолослужение. Тридцатое мытарство – немилосердие и жестокосердие.

О человек, какая страшная беда – проходить через эти мытарства, и сколь жестока будущая мука! Если бы имел человек богатства всего мира, то отдал бы их с радостью, чтоб избавиться от жестокой этой муки. И сколь же радостно, о человек, грядущее блаженство. Невозможно назвать и найти что-нибудь сходное с ним или сравнить с чем-либо в нынешнем веке на этом свете. Ибо оно неизреченно и невыразимо. Постараемся же усердно и прилежно, поспешим подвизаться и молиться.

Доподлинно известно, что идет за нами конец жизни нашей, приближается мало-помалу и настигает нас. Нет в аду покаяния, и прощения грехов – после смерти. Ибо когда разойдется торг жизни этой, тогда никто не продаст трудов своих, не сможет купить себе Царства Небесного. Поэтому, о человек, откажись от всех обольщений мира сего и от соблазнов бесовских, от прихотей и вожделений и возвысься высоким крылом ко Господу Богу твоему: всей душою твоею и сердцем твоим, и верою, и любовью, и страхом, и упованием, чтоб не отлучили тебя от Него все радости, наслаждения, почести и соблазны мира сего.

Закрой глаза твои на все видимое в веке нынешнем и прозри глазами ума на будущее. Поработи тело свое в веке нынешнем, чтоб освободить душу свою в будущем веке. Подвергнись всем страданиям и скорбям в веке нынешнем, чтобы в будущем веке исполниться радости и веселья. Не давай покоя телу своему в жизни этой, ибо плоть в покое буйствует.

Еще раз скажу тебе: воистину, торг – жизнь века нынешнего. Мы же купцы и торгующиеся, продаем и покупаем. И поэтому, возлюбленный, повергни все тленное мира сего и получи нескончаемое блаженство будущего века. Откажись от малого и получи многое, оставь земное, чтоб обрести небесное. Пребудь в нищете на земле, чтоб разбогатеть на небесах. Пребудь здесь, в жизни этой, наг телом, чтоб облечься на небесах в нетленные и прекрасные одежды навек. Пребудь на земле в голоде и жажде, чтоб насытиться на небесах пищей нетленной и нескончаемым блаженством. Скройся здесь, в веке нынешнем, от людей, чтоб объявиться на небесах. Помолчи здесь, чтоб там смело заговорить. И не останавливайся, едва начав, но снова и снова побуждай себя следовать за Христом в Царство Небесное, пока не придешь от этой жизни к воротам Города Вечного. Пока находишься во плоти, не прекращай денно и нощно трудиться для спасения своего. Богу нашему слава всегда была, и ныне и присно и во веки веков.

Глава 16

Поучение о памяти смертной

Крайне нужно и очень полезно для души всегда помнить о смертной кончине. Ничто так не помогает нам, как это. И ничто не приносит нам такого блага, как чтение книг о кончине людской. Ибо отсекает от нас все страсти душевные и телесные, усердно побуждает к добродетелям и возводит к совершенству. Если бы всегда держали в уме и не забывали смертный час, никогда бы не грешили.