«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Поучение о страстях и о тяжких грехах
Прежде любого греха наводят бесы на каждого человека три вещи. Во-первых, мрачное забвение[35], то есть беспамятство. Во-вторых, жестокий гнев[36], то есть бесчеловечную, звериную ярость. В-третьих, неведение[37], словно тьму кромешную, то есть неразумие. Эти три страсти прежде, чем любой грех, охватывают каждого человека. Ни одного прегрешения не совершит человек, прежде чем не придут к нему и не склонят на всякий грех эти три: или забвение, или ярость, или неведение. От этих трех страстей притупляются душевные чувства. И омрачаются очи души, то есть ум, и охватывают его страсти.
Сначала рождается маловерие. От маловерия же рождается себялюбие – начало и конец, корень и родитель всех злых дел, то есть скотское угождение телу и ненасытное желание лишь для себя одного извлекать пользу из разнообразных вещей нынешнего века. На всяком месте, во всяком деле, во всякое время. А истребляется эта жестокая глава грехов любовью, милосердием и отречением от собственной воли.
Себялюбие порождает безжалостность, пьянство, сластолюбие, объедение, сребролюбие, ненасытную утробу – корень и причину всего злого. От этих трех: от себялюбия, пьянства и сребролюбия, – все беды и тяжкие грехи возникают на всяком месте, во всяком деле, во всякое время; и в мирянах, и в иноках.
Пьянство порождает воровство, разбой, убийство, жестокость и безжалостность, нищету, расточение имущества, телесные увечья, тяжкие прегрешения и погибель души, безумие и исступление ума, охлаждение и отчуждение от людей, удаление от Бога и отчаяние.
Безжалостность порождает всякую злобу.
Сребролюбие порождает гордыню, из-за которой бесы отпали от Божественной славы и низвержены были с неба.
Гордыня порождает честолюбие, которым был прельщен Адам. Захотел стать богом и не стал, а навел на весь человеческий род беду, проклятие и смерть[38].
Честолюбие порождает сластолюбие[39], которым Адам пал и был изгнан из рая.
Сластолюбие порождает невоздержанность и чревоугодие, распаляющее тело удовольствиями.
Чревоугодие порождает различные формы блуда.
Блуд порождает небрежность, невоздержанность и зависть.
Зависть порождает гнев, гасящий сердечное тепло и губящий добродетель.
Гнев порождает злопамятство, остужающее тепло души.
Злопамятство порождает поношение брата своего, мрачное и с ненавистью.
Осуждение порождает беспричинную тоску, съедающую человека, словно ржавчина железо.
Тоска порождает бессмысленную дерзость.
Дерзость порождает тщеславное желание заявлять о своих добродетелях и делает наши труды напрасными.
Тщеславие порождает неумеренное многословие.
Многословие порождает раздоры, ложь, осуждение, клевету, упреки, обиды, легкомыслие, соблазны и праздность.
Праздность порождает лень.