«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Глава 38. О душах, которые, находясь еще в теле, видят часть будущих наказаний; об отроке Феодоре; о смерти Хрисаория и одного иконийского монаха. 20

Глава 39. Есть ли очистительный огонь по смерти?. 21

Глава 40. О душе диакона Пасхазия. 21

Глава 41. Почему в последнее время открывается столь многое о душах, что прежде не было известно? 22

Глава 42. Где должно полагать ад?. 22

Глава 43. Один геенский огонь или несколько различных?. 23

Глава 44. Всегда ли будут гореть грешники, вверженные в геенну огненную?. 23

Глава 45. Каким образом душа называется бессмертною, когда известно, что она осуждается на смерть? 24

Глава 46. Об одном святом муже, который трепетал при смерти. 24

Глава 47. О том, что некоторых откровения укрепляют против страха смерти; также о монахах Антонии, Меруле и Иоанне. 24

Глава 48. Должно ли наблюдать за сновидениями и скольких родов бывают сны?. 25

Глава 49. Об одном муже, которому во сне была обещана продолжительная жизнь, но в скором времени прервана смертию.. 25

Глава 50. Полезно ли для душ, если тела умерших будут погребены в церкви?. 26

Глава 51. Об одной монахине, погребенной в церкви св. Лаврентия, половина тела которой явилась в видении сожженною.. 26

Глава 52. О погребении патриция Валериана. 26

Глава 53. О теле Валентина, вынесенном из церкви после погребения. 26

Глава 54. О теле красильщика, погребенном в церкви и после не найденном.. 27

Глава 55. Что может принести пользу душам умерших? О пресвитере Центумцелленском и о душе монаха Иуста. 27

Глава 56. О жизни и смерти Кассия, епископа Нарнского. 28

Глава 57. О некотором муже, взятом в плен врагами, оковы которого спадали в час жертвоприношения за него; и о кормщике Вараке, спасшемся от кораблекрушения посредством Спасительной Жертвы 28

Глава 58. О силе и тайне Спасительной Жертвы.. 29

Глава 59. О сокрушении сердца во время Св. Таинства и о бодрствовании ума после Причастия 30

Глава 60. О прощении грехов другим, чтоб и наши были прощены нам.. 30

 Книга 4

Глава 1. Вечному и духовному люди плотские не верят, потому что не знают по опыту того, что слышат о духовном

 Григорий. Праотец человеческого рода, за вину свою лишенный райских наслаждений, стал терпеть несчастие слепоты и изгнания, в котором и мы теперь находимся; через грех он вышел из себя самого и не может вкушать тех радостей небесного отечества, которыми прежде наслаждался. В раю человек привык слушать слова Самого Бога; по чистоте сердца и высоте созерцания находился в кругу блаженных духов - Ангелов; но после того как ниспал сюда, лишился умственного света, которым был исполнен. Рожденные от плоти его, во тьме сего изгнания, мы хотя и слышим о небесном отечестве, о гражданах его - Ангелах Божиих, слышим о сожителях Ангелов - душах праведных и совершенных, но как невидимых вещей нельзя знать опытом, то плотские люди сомневаются, есть ли на самом деле то, чего не видят телесными очами. Конечно, этого сомнения не могло быть в прародителе нашем; лишенный райских наслаждений, он сохранил воспоминание о том, что потерял, потому что видел это. Плотские же люди не могут чувствовать и вспоминать о том, о чем слышат; они не знают сего по опыту, как знал прародитель, по крайней мере, как прошедшее.

Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых, Единородный Сын Отца пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Св. Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько-нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф.1,14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого. А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, чрез Св. Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который почел бы рассказы матери о свете лживыми, на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака.