KLHMENTOS

Ряд молочных зубов мальчик естественно

теряет, когда ему минет семь лет.

Когда же Бог завершает вторую седмицу,

у него появляются явные признаки329 зрелости.

В третье семилетье он все еще растет, его щеки

покрываются щетиной, цвет его кожи меняется.

В четвертый срок каждый достигает расцвета

сил, являя все признаки мужской доблести.

В течение пятой седмицы мужчине пора

подумать о браке и о продолжении рода.

К шестому – муж определился в своих замыслах,

и не желает больше тратить время впустую.

К седьмой седмице его мысль и речь особенно сильны,

как и во время восьмой. Еще четырнадцать лет.

Однако к девятой, хотя он еще в силах,

уже не те его речь и ослабла былая удаль.

Если же он достиг десятой, предела, установленного Богом,

воистину не раньше срока его настигнет неизбежная смерть.330

(145, 1) На седьмой день наступает кризис болезни, а на четырнадцатый организм (fu/sij) начинает одолевать ее причины. (2) Гермипп Беритийский в книге О седмице приводит бесчисленное множество примеров, доказывающих, что это число является священным. (3) Но и благословенный Давид, обращаясь к тем, кто знает смысл семи и восьми, говорит мудро и таинственно: «Лет нам будет как пауку. Дней нашей жизни будет семьдесят лет, тем же, кто в силах – восемьдесят.»331 Но это по силам только царю.

(4) О том, что мир сотворен, но не во времени, пророк говорит так: «Это книга бытия, и всего в нем, что создано. В день, когда Бог сотворил небо и землю.»332 Выражение «создано» указывает на неопределенное время, а «в день, когда сотворил Бог» следует понимать как «в том и через того» он сотворил, «без кого ничто не возникло», то есть, без активной деятельности Сына. Или, как говорит Давид: «Это день, сотворенный Богом. Будем же радоваться и наслаждаться им,»333 то есть будем праздновать и славить Бога за дар гносиса, который он передал через него. (6) «Днем» же называется Логос, освещающий все сокрытое. Через него все творение ожило и увидело свет.

(7) Но ведь и сами десять заповедей, обозначаемые буквой йота (i /), являются символом его имени – )Ihsou=j.

 

Пятая заповедь

(146, 1) Пятое слово – это заповедь чтить отца и мать. Ясно, что именно Бог называется отцом и господином. Знающие его поэтому называются сыновьями и богами. (2) Господин и отец – это создатель всего сущего. Матерью же является не сущность, из которой мы созданы, как считают одни, и не церковь, как полагают другие, а божественная гносис и София (h( qei/a gnw=sij kai? h( sofi/a), «мать праведности», как ее называет Соломон. Стремиться к ней следует ради нее самой. Все доброе и святое познается благодаря Богу через его сына.

Седьмая заповедь

(3) Следующее слово о разврате. Развратно поступает тот, кто, оставив церковное и истинное знание о Боге, обращается к непозволительным и ложным доктринам, обожествляя творение или рукотворные образы, в действительности не сущие, и таким образом отступается или, лучше сказать, выходит за пределы знания. Ложная доктрина в глазах гностика – это шлюха, тогда как истина является законной женой. (147, 1) Поэтому благородный апостол сравнивает идолопоклонников с теми, кто общается с проститутками.334 Он следует в этом пророку: «Развратничали с деревьями и камнями. Говорили древу: Ты мой отец, и камню: Ты породил меня.»335