Андрей Вячеславович Кураев

«Диагностика кармы» и диагностика совести

   Одна из самых популярных книг последних лет – «Диагностика кармы» С. Н. Лазарева. То, что люди ее читают, мне кажется вполне светлым знаком. Это значит, что многие люди перестали искать источник зла и страдания где-то вдали – в партиях и «властях». Полярное мышление, для которого «мы» – это белоснежные ангелы и праведники-страдальцы, а «они» – это воплощение всех мыслимых пороков воодушевляло «перестройку» (для которой «Мы» означало читателей «Московских новостей», а «они» – партократию). «Диагностика кармы» С. Н. Лазарева, насколько я могу судить по разговорам с читателями этой книги, была воспринята как призыв к самопознанию. С ее помощью многие стали задаваться тяжелым и непривычным вопросом: что во мне, в моей жизни, в моем характере есть такого, что притягивает боль и страдание к моему миру?

   Этот великий вопрос, служащий преддверием христианства, долго вызревал в глубине умов. «Диагностика кармы» помогла ему пробиться на поверхность. И при этом предложила слишком пошлый ответ на него.

   Если бы Лазарев сказал: «те грехи, что совершил я в моей прошлой жизни, тяготеют надо мной сегодня» – это было бы нравственная проповедь.

   Она была бы нехристианской (ибо Евангелие обращается к свободному и ответственному человеку и потому не знает никакой «кармы» или «судьбы»). Но все же это была бы нравственная проповедь. Mea culpa – по моей вине…

   Она была бы и философски не слишком убедительной (потому что представление о карме лишь отодвигает исток зла на несколько поколений назад; в итоге же человек все равно должен принять на себя ответственность за зло в мире, но при этом вместо осознания своих действительных грехов в действительном мире он должен погрузиться в мир фантазий). Но все же это была бы идея, которая заслуживает обсуждения.

   Увы, «кармическая диагностика» на деле превращается в копание в грехах ближних. С. Н. Лазарев, например, рассказывает, как он лечил «порчу», переданную через икону, написанную в прошлом веке художником, никак не связанным с нынешними обитателями той квартиры, где его икона оказывает неблагоприятное воздействие. «Диагностика», проведенная Лазаревым через столетие, показала, что иконописец писал икону ради денег, без духовного подъема – поэтому она вобрала в себя «негативную энергетику», которую и выплескивает на людей… Вывод: «Иконы, написанные человеком в обычном состоянии, даже освященные в церкви, могут наносить вред их владельцам»1105.

   Особенно любит Лазарев рассказывать ужасные истории о том, как родители портят карму своим детям. Например, мальчик болеет от того, что за три года до его рождения отец держал иконы в баре1106. Лазарев это считает нормальным. Но Бог, возвещенный Евангелием, не столь злопамятен, как закон кармы…

   То, чем занимается Лазарев, слишком часто оказывается поиском чужих грехов – грехов предков. Лазаревская «Диагностика кармы» просто безнравственна: «Допустим, у меня есть кармические нарушения: мой отец или мать кого-то ненавидели»1107. С библейских пор выглядывание греха в своем отце называется хамством…

   Закон кармы, оказывается, не есть закон перевоплощений: виноват оказываюсь не только я, но и мои родители и более далекие предки, и просто все остальные люди, ибо «на полевом уровне мы едины»1108. Это значит, что у моих несчастий может быть любая причина. Лазарев приводит слова своей ассистентки: «Ты пойми, что все вокруг живое: телевизор, холодильник, все предметы в доме. И если ты к ним плохо относишься, они тебе отвечают тем же»1109.

   В оккультной доктрине, видящей «все во всем», конкретные причины и следствия оказываются неразличимы. Все связано со всем. И все что угодно может быть причиной чего угодно. Пантеистическая философия «холизма», то есть восприятие мира как абсолютно единого и тотально взаимосвязанного целого позволяет увидеть причины моих бед вовне, в других людях и в событиях, прямым участником которых я не был. Карма людей заложена еще в прототуманностях. Оттуда ползет неизбежная цепь причин и следствий, которые ныне определяют наши судьбы и характеры. Из теософских доктрин можно заключить, что все события на Земле – это следствия чьих-то грехов на Сатурне или Венере, в наказание за которые более высокие духи обречены воплощаться в «низших мирах». Например, «тяжкая Карма Пятой Расы» (то есть современного человечества) была порождена атлантами1110.

   Аналогично и лазаревская «диагностика» ссылками на «иные миры и иные жизни» может объяснить все, а, значит, не объясняет ничего.

   Но кроме того, книжка Лазарева еще и философски безграмотна. Ведь первый постулат «кармической философии» гласит, что любое «я» иллюзорно. И поэтому начинать диагноз со слов: «В прошлой жизни Вы были мужчиной и жили в Австралии»1111 или «В прошлой жизни вы жили в Тибете, у Вас были большие способности»1112 – это значит просто работать непрофессионально. Та философская традиция, на которую ссылается Лазарев – традиция тибетских и индийских философских школ – отрицает само существование человеческой души.

   Вторая книга Лазарева являет еще большее отступление автора от канонов индийской философии. С точки зрения последней, закон кармы действует сам по себе, и у него нет своего рода «судебных исполнителей». Действие закона кармы не персонализированно ни в ком. Действие человека само порождает свое следствие. Усилить или погасить его могут лишь действия самого же человека. Если человек копил добро и духовное благо в одной своей жизни – то индивид, порожденный итогом жизни такого подвижника, также будет способен к духовному восхождению и к прибавлению духовного капитала к тому, через который он был приведен в бытие.