Андрей Вячеславович Кураев

   Но тем опаснее ложь, если она прикидывается частичкой правды. Лазарев – не христианин. Полагаю, он и не врач. Он просто обычный сектант. И как многие сектанты, он спешит поделиться своим Апокалипсисом. Сроки Армагеддона у него выглядят так: «С августа 1945 г. происходит увеличение подсознательной агрессии в информационных структурах Земли… В последние два-три года резко обострились все энергетические процессы на Земле, и сейчас то, что называется в биоэнергетике кармой, работает в десятки раз быстрее, чем раньше… С осени 1995 г., судя по результатам моих исследований, должны включиться программы самоуничтожения человечества… Сейчас началась реализация программы уничтожения человечества»1140.

   Как практически любые сектантские брошюры, книги Лазарева просто пошлы. Он пытается говорить языком, которым не владеет, и о вещах, которых не знает. Формула типа «механизм покаяния»1141 выдает человека, который не знает, что покаяние – это чудо, это подвиг свободы. Поэтому Достоевский никогда не пытался психологически «анатомировать» момент раскаяния. По слову преп. Исаака Сирина, покаяние – это трепет души перед вратами рая. Это глубоко личное переживание перед лицом живого Бога, и потому оно совсем не тождественно обычному самоосуждению. Лазаревская формула «смирение есть высшая техника развития духа»1142 настраивает человека на совершенно ложный тон.

   «Что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта», – пишет авва Дорофей1143. Смирение не есть просто осознание своих недостатков, но есть особое чувство сердца. Можно указать путь ко смирению, но о самом состоянии смирения вряд ли что можно сказать. По слову старца, «считать себя ниже всех и постоянно молиться – это путь ко смирению»1144 , но не само смирение.

   Смирение не достигается ни техникой, ни медитацией. Все проще, неэзотеричнее. Вот лишь несколько святоотеческих размышлений о том, каково делание смирения. «Дело смирения – не измерять себя с другими»1145. Старца спросили: что такое смирение. Старец сказал: «когда согрешит против тебя брат твой, и ты простишь ему прежде, нежели он пред тобою раскается»1146. «Что есть смиренномудрие? – То, чтобы ты благодарил делающему тебе зло. И брат говорит: а если кто не достигнет в эту меру, что сделает? – Пусть бежит, избравши молчание»1147. «Каждый молящийся Богу : „Господи, дай мне смирение“ должен знать, что он просит Бога, чтобы Он послал кого-нибудь оскорбить его»1148. «Помню, однажды мы имели разговор о смирении и один из знатных граждан Газы, слыша наши слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: как это может быть? Я сказал ему: „Кем ты считаешь себя в своем городе?“. Он отвечал: „считаю себя за великого и первого в городе“. Говорю ему: „Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?“. Он отвечал: „За последнего из тамошних вельмож“. Если же, опять говорю ему, ты отправишься в Антиохию, за кого ты там будешь себя считать? „Там, – отвечал он, – буду считать себя за одного из простолюдинов“. Если же, говорю, пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь считать себя? И он отвечал: „почти за нищего“. Тогда я сказал ему: вот так и святые чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»1149.

   Итак, не смирение и не покаяние, взятые в своем чисто психологическом аспекте, обновляют и спасают человека. Это всего лишь средства, которыми человек открывает свою душу для исцеляющего помазания благодати. Нет добра в той грязи, в поношениях и скорбях, которые встречает человек на путях своей жизни. Они могут стать проводником добра лишь в том случае, если человек, вразумленный и очищенный страданиями, откроет себя перед Богом. Лазарев же обожествляет саму грязь. «Душа лечится грязью, черной неблагодарностью, если она это не осуждает и принимает как данное Богом»1150. На деле душа лечится благодатью. «Грязь», как и любое иное обстоятельство земной жизни – лишь средство.

   Лазарев говорит, что его «еще в юности тянуло к индийской философии»1151. Насколько можно заметить, от увлечения Индией, от вполне безрелигиозной жизни он пробует проторить путь к Евангелию. Само усилие можно лишь одобрить. Но нельзя не заметить, что слишком уж много оккультного фона он продолжает нести в себе. Не очистив свою мысль, свое сердце от страстей и от языческих стереотипов, он берется выступать в качестве христианского учителя жизни.

   Он никак не может привыкнуть к мысли о Боге. То его фантазия привычно по наезженной языческой колее устремляется к «космическим обителям» («Структура нашей Вселенной состоит из 33 миров»1152 ). То он берется решать за Бога, на какие просьбы Тот благосклонен откликаться, а какие нужды людей считает ниже Своего достоинства («Бога можно просить только о том, чтобы была дана возможность любить его больше, чем любое земное счастье. А когда просите у Бога не духовного, а физического благополучия, то Вы не просите, а воруете»1153 ). Как помнится, в Евангелии рассказывается о том, что первое свое чудо Христос совершил по просьбе человека. И этот человек (Дева Мария) просила тогда Христа не о том, чтобы окружающие встали на путь монашества, а о том, чтобы свадьба прошла веселее. И Господь не обвинил Свою Мать в «воровстве», а просто умножил вино в сосудах…

   И «Бог», с которым общается Лазарев, говорит с ним каким-то уж слишком «новорусским» языком: «Пошло автоматическое письмо. „…Скоро получишь большие деньги. Успей отдать на создание школы изучения полевых структур. Если опять будешь вторгаться в наш мир,.. потеряешь свою силу с женщинами. Скоро это будет. Жди. Отец“1154. Впрочем, все эти ужасы миновали Лазарева. Он смог вовремя подкорректировать свою карму.

   Но вообще стоит заметить, что Лазарев очень высоко оценивает свою роль в судьбах мироздания. «Как-то при очередной попытке нащупать пространственные структуры и найти способы воздействия на них, неожиданно пошла информация текстом: „Если ты выйдешь за пределы шагового пространства, Вселенная погибнет“1155. Судя по тому, что Вселенная до сих пор существует, Лазарев своим разумным поведением ее спас.

   Все подвластно великому магу. Самые смелые мечты и страхи фантастов доступны ему: «Я вышел на контакт с моими будущими детьми»1156. Время вообще полностью подвластно Лазареву: «Целители более высокого уровня очищают настоящее, выбрасывая грязь в будущее. Для того, чтобы очистить человека, подтягиваю грязь из будущего, чтобы человек покаянием очистил свою душу в настоящем. Но одновременно с этим я ускорял время1157 ».

   Если бы Лазарев просто шел от индийской философии к философии христианской, то бездарный эклектизм его философических построений был бы всего лишь более-менее безобидной особенностью его собственной судьбы1158. Бумага в конце концов все стерпит. Но не все стерпит человеческая душа. Не все эксперименты и не все «чистки» оставляют в целостности и неповрежденности человеческую душу. Лазарев не философ. Он практикующий оккультист. А это означает, что даже если он научится правильно употреблять слово Бог и даже если он приспособится с выражением читать православный Символ Веры – общение с ним все еще будет небезопасно.

   Лазарев уже умеет цитировать Евангелие. Но он еще не прекратил бороться с ним. Он еще притязает на то, что может вести людей дальше, чем Христос. И потому для полного «очищения кармы» желательно отречься от Христа… «Развитие идет через патологию. Познание Бога идет через отречение от Него»1159.

   Псевдобуддистский пафос разрушения всего и отречения от всего еще силен в нем. Даже Христос для него важен именно как разрушитель. «Иисус Христос должен был не только дать информацию, которая бы определяла стратегическое назначение человечества, он должен был избавить человечество от прилипания к земному и повышенной зависимости от него. Это могло быть достигнуто через уничтожение всего живого, что было в нем самом. Он должен был быть уничтожен в физическом теле, и его распяли, он должен был быть унижен в мудрости, в деньгах, и благополучной судьбе, и он был всего этого лишен»1160. Но Христос пришел не для уничтожения земного, а для спасения.

   При этом цель «освобождения» оправдывает чуть ли не любые средства – от наркотиков1161 до прелюбодеяния1162 и Богохульства. И в самом буквальном смысле кармическими врагами человека оказываются близкие его. «Моя теща сломала себе обе руки. Выйдя из больницы, сломала ногу. Тут явно чувствуется чье-то воздействие. – Да, воздействие есть, – отвечаю. – Вы. – Да что Вы? – опешил молодой человек. – Я ведь к ней прекрасно отношусь. – В этом-то все и дело. У вас есть тенденция привязываться к людям, и этим Вы им вредите»1163. Те же кармическо-космические безымянные владыки позаботятся о том, чтобы сердце их избранника не прикипало к родным: «Если человек любил родителей больше, чем Бога, то в следующей жизни родители должны были обижать его, плохо к нему относиться, чтобы его душа не привязывалась им, и он свою любовь направил к Богу»1164.