NON-AMERICAN MISSIONARY

- Have there already been any problems with the church Internet?

- To date, there is an acute shortage of positive church journalism on the Internet, which would explain the official position of the Church in a non-official way. Once again, there was a lag in pace. People rushed to the Internet space with "their own idea", with a "crazy". They create their own active sites, climb into all forums, impose their point of view. And the voice of the stable, conservative church majority and hierarchy is almost inaudible.

First of all, there is not a single live forum in which the task of moderators would be to reflect the official church position. Information about the decisions of the Synod and the statements of the Patriarch began to appear at least promptly. But after that, there is a pause, various gossip and reinterpretations begin around this information on various forums, and it is good if somewhere it is still commented on by sensible priests, but they are not authorized to do so. The Patriarchate lacks a normal healthy polemic that defends the Church's position on those issues on which the Church is under attack.

- What should Internet resources be like so that they really work and help solve the problems that the Church faces?

- I have already said that interaction is needed, a response is needed. To do this, we need to look for people who can correctly and with serious theological baggage justify the position of our Church. Here is the question of attracting the teaching forces of our Theological Academies. There should be your own analytics. What is good about the Credo portal, the website of the Sretensky Monastery or Radonezh? The fact that it has its own author's analytics. We will not talk about its quality now, these sites have different orientations, different accents, but it is important that there are independent materials with an analysis of the press and church events. The genre of essays should be revived.

- Are there any special missionary tactics that take into account the specifics of the Internet space?

- Интернет нужен Церкви как средство нашего собственного воспитания. Интернет – это замечательная форма аскетического взросления. Дело в том, что иногда нам бывает трудно защищать наши святыни именно потому, что мы любим нашу веру и нашу Церковь. Поэтому и отвечаем слишком эмоционально, взбалмошно. И это идет во вред той самой вере, которую мы пробуем защитить. Интернет же дает возможность взять паузу для того, чтобы погасить свои эмоции, найти нужную информацию, продумать форму своей реакции и содержание своего ответа.

Я считаю, что открытые интернет-форумы – это социологическая модель нашего современного общества. Так что неча на зеркало пенять...

Как в реальной жизни православные мечтают о гетто, так и в интернете. Всюду пароли, явки, стерильная атмосфера, чтобы никого не пускать, чтобы никаких сектантов, а только люди нашего круга. И всех морозить, анафематствовать, «шаг влево, шаг вправо — побег». Почему-то мечта современного нормативного православного человека — залезть в консервную банку и запаять себя изнутри. Гетто своими руками. Даже в интернете желают гетто создать: чужие здесь не ходят. Типичный православный форум – это место, где православные, оставшись наедине, начинают ругать своего Патриарха…

Как в реальной жизни православные оказываются слишком часто беспомощно-агрессивны, так и на форуме. Как в реальной жизни православный каждую минуту должен (должен - не значит может) быть готов дать ответ, так и на форуме. И сектанты равны самим себе - как на форуме, так и за его пределами. Тот, кому условия форума кажутся не-тепличными, тем самым признается, что он просто не умеет жить в мире людей. Ему хочется избежать реального колючего прикосновения с разнствующими людьми и спрятаться в виртуальном мирке приходских сплетен. Те, кто осуждают мой форум за его открытость, могут говорить о Православии, только если заранее знают, что оппоненты лишены права на ответ. Но если вам есть что сказать в защиту православия - так говорите. Кто же вам мешает? И если на этих площадках, в тепличных условиях, мы не научимся защищать Православие, если православные люди будут убегать с форумов при виде любого сектанта, это будет значить, что для нас и в реальной России нет места.

Почему я считаю, что форум – это тепличные условия? Да, там могут обозвать, оскорбить, но и в реальной электричке так могут сделать. Только в электричке при встрече с сектантами и воинствующими атеистами не будет возможности исполнить опцию «звонок другу», выверить цитату по Библии или Иоанну Златоусту. В интернете никто не обязывает писать ответ через пять секунд после появления сообщения, привлекшего твое внимание. Ты можешь ответить через неделю, а за это время собраться с мыслями и привести чувства в порядок. Очень много здесь зависит от стиля, от умения не переступать границы агрессии.