NON-AMERICAN MISSIONARY

247 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 500.

248 Святой дон Мануэль Добрый, мученик // Мигель де Унамуно. Избранное. т.2. Ленинград, 1981, сс. 116-117.

249 «Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на "недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке", а также напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни"» («Основы социальной концепции РПЦ).

250 Толкин Дж. Властелин колец. Спб., Амфора, 2002, с. 804. «Это единственное место в трилогии, где Толкин употребляет слово «языческий» (heathen), которое в отличие от слова pagan используется английском языке только в христианском контексте... Сначала Толкин считал это оговоркой, но позже изменил свое мнение. За словом heathen стоит сам автор-христианин, не удержавшийся от того, чтобы не высказаться устами своих героев” (Каменкович М. Каррик В. Комментарии // Толкин Дж. Властелин колец. Спб., Амфора, 2002, с. 1208).

251 Данте. Пир 2,8 // Малые произведения. М., 1968, с. 149.

252 Паладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 1992, сс. 180-181.

253 Цит. по: Кутепов Н. Раскол донатистов. Казань, 1884, с. 271.

254 Письмо 24. К Лаврентию сыну // преп. Феодор Студит. Послания. Ч.2. М., 2003, с. 51.

255 Пастырское совещение Восточно-Американской епархии в Лейквуде, Нью-Джерси в октябре 1998 г. // Православная Русь 1999, №1. Совещание прошло с участием первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом митрополита Виталия.

256 Из выступления Предстоятеля УПЦ, Блаженнейшего Митрополита Владимира на собрании духовенства Киевской епархии // Кириллица. 2002 № 5 (29) Киев.

257 Аргументы и факты 1998, № 51.

258 Есть еще и точка зрения церковно-политическая: давая такого рода интервью светской газете надо было подумать над тем, как будет это заявление выглядеть с точки зрения ее нецерковных читателей. Так вот, "Аргументы и факты" сочли это заявление настолько бестактным, что с радостью поместили его на первую полосу. Антицерковный настрой этой газеты вполне сознательный. И тут они просто обрадовались тому, что священник "подставился", высказал мысль настолько странную, что и без комментариев можно было предоставить читателям "АиФ" самим судить о мере "бесчеловечности" Московской Патриархии...

259 См.: св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 519.

260 Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. М., 2002, с. 447.