NON-AMERICAN MISSIONARY

677 Ср.: Мф. 19, 21.— Ред.

678 Скончался на Рождество, 7 января 2003 года.

679 См. об этом мою статью «Неизвестное письмо Патриарха» («Известия». 2 марта 1992 года).

680 В апреле 2005 года я нежиданно получил письмо от тогдашнего слушателя: «Однажды Вы были в г.Коломна, в году 1985-1986 на "политбое" со студентами местного пединститута. После этого моя жена, студентка исторического факультета, окончательно покончила с атеизмом, спасибо Вам… Вы были одеты в свитер и джинсы и внешне ничем не отличались от тех молодых людей, которые находились в зале. Поразили своей убедительностью и доступностью объяснения многих тогда ещё новых тем, несмотря на их тысячелетнюю историю. Основной аудиторией на этом мероприятии были студенты исторического факультета, которым с первого курса внушалось, что они идеологический оплот того строя, что в первую очередь они идеологи, а потом уже педагоги. Что получилось из этого - 5-10 процентов из них работают в школах, а Ваши главные оппоненты тогда - "Ведерников и Ко" - ныне предприниматели и, по всей видимости, идеологи уже других, капиталистических идей. Время показало, чьи ценности чего стоили и чья вера была истинной. Кстати, непосредственно после этого "политбоя", так это там называли, комсомольцы и коммунисты понимали, что побеждены. Но потом во всю говорили о своём превосходстве, и о победе, и о превосходстве идеологии развитого социализма. Как и раньше говорили. Короче, вовсю хотели это забыть. В вышеупомянутом Коломенском пединституте на одном курсе с Ларисой, моей женой, училась дочь священника Зарайского прихода, об этом знали только самые близкие подруги, и то не с первого дня. В метриках этой девушки её папа числился как рабочий завода. И её очень часто просили на политэкономии рассказать о том, как законы развитого социализма действуют на заводе папы. Она всегда была вынуждена говорить что-то невнятное...Кстати именно она и работает сейчас в школе, в родном городе...Никакой идеологии... Год 1000-летия крещения Руси. Мне, третьекурснику Коломенского артиллерийского училища, именно тогда стало ясно, как боится власть веры в Бога в народе. Например, достойных курсантов, которые могли стать отличными офицерами, отчисляли из училища якобы нарушение дисциплины, а на самом деле им в голову пришло вырезать на своей сумке в тот год "988-1988". Этого было достаточно, чтобы попрощаться с обучением за несколько месяцев до выпуска».

».

681 «Командиру ОКО при комитете ВЛКСМ МГУ Затулину К. от стажера ОКО МГУ Жабина Д. Рапорт. С середины сентября я наблюдал за деятельностью студента философского факультета Кадяйкина А. Постепенно мне удалось выяснить, что он является членом секты “Истинно православная церковь” (ну, это брехня; Саша была обычным православным юношей.— А. К.). Он вел активную пропаганду религии, допускал негативные выражения в адрес советского строя, общественных организаций. В конце сентября собирался ехать в Загорск для встречи с каким-то духовным лицом. Кадяйкин вышел на контакт со студентом философского факультета Д. Волощуком, после чего в комнате Волощука проводились ночные религиозные бдения» (Поэгли В. «1984» и другие, или Полемические заметки о добровольном сыске // Московский комсомолец. 1990, 23 января). «Ночные религиозные бдения» — это были всего лишь наши беседы в 87–88 годах… А Кадяйкина все же выгнали из МГУ. Несколько лет помотавшись по Сибири, он в конце концов создал в Москве фирму, выпускающую квас «Братина».

682 Не поддаваясь магии круглых чисел // Московские новости. 1988, № 24.

683 Вопросы философии. 1988, № 6.

684 О чем говорит «Троица» // Московский церковный вестник. 1988, № 4.

685 Рериховцам в этом теперь мерещатся шпиёнские страсти: «Дьякон Кураев внедрен в Русскую Православную Церковь через Румынию» (Бакунин Л. М. Деятельность Иркутского регионального отделения Международного центра Рерихов по защите имени и наследия Рерихов. Выступление на конференции «В защиту имени и наследия Рерихов». Иркутск, 26 января 2003 года [http://cultura.baikal.ru/ROERICHS/conf.htm]).

686 «С глубокой печалью воспринял скорбную весть о кончине отца Александра. Выражаю свое глубокое соболезнование семье, духовным чадам и прихожанам храма, в котором проходил почивший свое пастырское служение. По человеческому разумению, казалось бы, только сейчас и настало время, когда талант отца Александра как проповедника слова Божия и воссоздателя подлинно общинной приходской жизни мог раскрыться вo всей своей полноте. Увы, сложилось иначе — Господь призвал его совершить священнотаинственное служение к Себе. В своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя oхaрактеризовать как безусловно разделяемые всей Полнотой Церкви. Что ж, надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (ср.: 1 Кор. 11, 19). В памяти людей и Церкви, верю, останется то немалое, что отец Александр реально сделал для них. Много молитвенников по себе оставил отец Александр. К их молитвам о его упокоении в недрах Авраама, Исаака, Иакова присоединяем и мы свою молитву. Вечная ему память!».

687 Могилевский Р. «О ужас! Ленинградцы ошиблись!». А петербуржцы? // Невское время. 1991, 6 июля.

688 Смена. Ленинград, 1991, 11 июня.

689 «Реванш» — потому что коммунист Гидаспов незадолго до этого проиграл выборы «демократу» Собчаку.