Православие и современность. Электронная библиотека.

126 Фудель С. И. Путь отцов, гл. VI (машинопись).

127 Добротолюбие. Т. III. М., 1900, с. 129. 152.

128 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. I.

129 Добротолюбие. Т. V, ее. 431, 463.

130 Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и жизнь // ЖМП. 1968. №, с. 69.

131 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии, слова подвижнические. М., 1911. - Творения святых отцов в русском переводе. Т. 23 (совр. изд. (сокр.): Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижническия. М., 1993).

132 Цит по: Атеистическое воспитание. М., 1983, с. 82.

133 Цит. по: Галкин Ю. Борис Шергин. М., 1982, с. 87.

134 Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие. М., 1996, ее. 37-38.

135 Так, например, о. Всеволод (Коломацкии, позже архимандрит Андрей) тайно совершал в доме своего духовного сына литургию и необходимые требы (см. ЖМП. 1977, № 3).

136 Об истории развития богослужебной практики и о религиозном смысле отдельных богослужений написано много книг, в настоящее время, как правило, труднодоступных для мирян. Поэтому они здесь не приводятся.

137 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я на слова: "целуйте Прискиллу и Акилу и пр." // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II, с. 419.

138 Автор " Пути к совершенной радости" отмечает даже случаи самоубийств после первой брачной ночи.

139 Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак.

140 Великая ектения на обручение.

141 Каноническое послание второе, правило 26.

142 Свт. Григорий Нисский (VI в., брат свт. Василия Великого), в своем Каноническом послании к Литонию, епископу Мелетинскому, различает блуд и прелюбодеяние: блудом он называет "исполнение похоти, сделанное без обиды другому", а прелюбодеянием - "навет и обиду чужому союзу". Сей Святитель рекомендует "некое различие образа покаяния во грехах сладострастия". Это находит свое отражение и в правилах свт. Василия Великого (ср. Правило 58 и 59).

143 Седьмая заповедь Моисея (Исх 20:14; Втор 5:18).

144 Добротолюбие. Т. 1. М., 1900, с. 344.

145 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова: "Но блудодеяния ради койждо свою жену да имать" (1 Кор 7:2) // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II, с. 479.

146 Там же, с. 474.