Православие и современность. Электронная библиотека.

В 1957 г. настоятель пустыни архимандрит Серафим (Амелин) обратился к архиерею с прошением освободить его от настоятельских обязанностей (ему в то время было уже восемьдесят четыре года). Вместо него и по его благословению настоятелем был избран архимандрит Таврион. Для окончательного решения этого вопроса отец Серафим (Романцов) ездил в Москву, встречался со Святейшим Патриархом Алексием I, и тот обещал назначить архимандрита Тавриона глинским настоятелем.

Однако в должности настоятеля отец Таврион пробыл менее года. Его образ управления обителью, его нововведения оказались противоречащими традициям и уставу пустыни, что естественно вызвало недовольство как братии в целом, так и совета старцев обители. Были приняты меры к тому, чтобы убедить нового настоятеля не менять уже установившихся в монастыре порядков, но успехом они не увенчались. Кроме того, в действиях архимандрита Тавриона, по свидетельству схиархимандрита Иоанна (Маслова) прослеживался в то время некий католический уклон, для братии обители совершенно неприемлемый. По этой причине отцу Серафиму вновь пришлось ехать в Москву к Патриарху и просить его о смене настоятеля. 15 января 1958 г. настоятелем пустыни вновь назначили архимандрита Серафима (Амелина), а отец Таврион указом Святейшего Патриарха был переведен в Почаевскую Лавру.

Впоследствии архимандрит Таврион занимал должность секретаря Уфимского епархиального управления, а с 1961 г. служил в храме с. Некрасово Ярославской епархии.

Обсуждался вопрос о его рукоположении во епископа Курского, но Совет по делам религий был против и хиротония не состоялась.

С 1969 г. архимандрит Таврион стал духовником клириков Рижской епархии и братии Рижского Троице-Сергиева монастыря, а также священником монастырской Свято-Преображенской пустыни, в которую приехал по приглашению Рижского владыки Леонида с общиной своих духовных чад: монахинь и пожилых женщин. При нем эта обитель превратилась в центр духовной жизни, куда стекались паломники со всех концов страны. Многих отец Таврион вдохновил на служение Церкви, нередко после общения с ним люди избирали для себя путь монашества или священства.

Здесь же, в пустыни, архимандрит Таврион и отошел в вечность. Он тихо почил 13 августа 1978 г. во время чтения отходных молитв.

6. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896–1972) родился в Карталинии в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное Училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную Семинарию. Обучаясь в Семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей — Кватахебского, Шио-Мгвимского и других, — в которых читал, пел и иподиаконствовал.

В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет местного университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Каллистратом возведен в сан митрополита.

Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности на восстановление храма на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Мцхетского собора, а также перенесены святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол.

В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную Семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых.

Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Каллистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках.

7. Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе; 1866–1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном Училище, затем — в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии. Окончив Академию в 1892 г. со званием кандидата богословия, годом позднее он был рукоположен в сан священника и в течение тридцати двух лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Каллистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной Семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. После смерти жены он принял монашество и в 1925 г. был возведен в сан епископа. С 1932 по 1952 гг.— Католикос-Патриарх всея Грузии.