Orthodoxy and modernity. Digital Library

Да по-всякому жила. Но было в этой жизни нашего Отечества нечто, благодаря чему мы по праву можем называть наше Отечество в какие-то века святой Русью. Почему? Потому что даже в те времена, когда было много страшного, греховного, человеческой немощи, обманов и подлости, все же было главное почти у всех русских людей: идеалом образа жизни, нормой жизни была святость. Люди русские мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих. И вот то, что этот идеал был перед почти всеми русскими людьми целые века, и дает нам основания называть наше Отечество святой Русью.

18. Какое житие святого апостола Андрея?

Житие это длинное, в нем много повествуется, как он проповедовал в разных странах, как пострадал за Христа, как был распят на кресте, который дал начало флагу русского флота. В житии этом рассказывается и о том, как он побывал и в пределах нашего Отечества. И мы знаем, что земля наша освящена пребыванием одним из апостолов и учеников Спасителя – Андрея Первозванного.

19. Как крестили Русь?

Во-первых, добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом, во-вторых, быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А в-третьих – радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую – и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству – было невозможно. И вот это "как на небе" потом появилось и на Руси: и в Киевском Софийском соборе, и в Новгородском, и во многих других, вспомните храм Покрова на Нерли – вот эти кусочки неба на земле. Вот так Русь крестилась – через эту дивную Божественную красоту.

20. Почему русские цари выбрали именно Православную веру?

Потому что они увидели, что это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь. Они, конечно, не то чтобы интеллектуально рассуждали, взвешивали или у них была группа геополитиков-аналитиков, которая составляла им протокол, доклад, как нынче делает наша Дума: "Какие будут последствия для великого княжества Руси, если примет она эту веру?" – нет, конечно, просто сердце отозвалось вот на эту радость Православия...

21. Why did all the old books use the Lord's name with a small letter?

Well, not in all. Firstly, in the Church Slavonic language itself there is a rule to write with a small letter all sacred names, names of cities, rivers, seas. In the past, this was treated more calmly, because it was already clear to everyone that the Lord is Something that is always with a capital letter, and it was written not in books, but in the heart of man. And now, when there are many people who would like to write the name of the Lord with the smallest letter, it is not a sin to remind that this name is sacred and that we will not allow anyone to mock it, and we must remember that we live in an Orthodox country, and respect our faith, the faith of our ancestors, we must and must.

22. What is sin?

Sin is such a hole; For example, there is a wondrous, wondrous picture or shawl, as, for example, someone's mother wears a Pavlovo-Posad shawl, it is wonderfully beautiful, and suddenly a hole appears on this shawl, as in the picture of our life, and not just appears, we ourselves kind of tear it out slowly, picking, picking, until it appears, and at first it is not yet so large and imperceptible, you can sew it up, but if you go further, then soon there will be a solid hole instead of a handkerchief; That's the sin: first it's a small, and then an ever-widening hole, and how not to fall into it!

23. What will you be like in paradise?

The Apostle Paul says: "We will not all die, but we will all change." We will change so much that although we recognize each other there, we cannot understand from this what qualities a person will have in paradise. However, in part, covertly, we can reason about this on the basis of how the Lord appeared to His disciples in His human nature, but already glorified and transfigured – the one that will be with the righteous in paradise after the resurrection. He could pass through the "closed door," that is, through the walls when the doors were closed, He could walk with them and be unrecognized by them for some time. He could have been suddenly identified by them during the transfiguration of bread, become completely different, and at the same time remain the same as He was before His resurrection. Something similar will happen to those who are vouchsafed heavenly bliss.

24. What happens to the deceased people who died unbaptized, but who contributed to the prosperity of our country?