Orthodoxy and modernity. Digital Library

Хорошо, что сегодня государство уделяет большое внимание демографической проблеме. Но, кроме материального стимулирования, необходимо обратить внимание на воспитание нравственности в молодых людях.

Сегодня многие воспринимают мировой финансовый кризис как естественное следствие того состояния, в котором наше общество существовало последние годы. Как Вы к этому относитесь и какой в этом случае должна быть роль Церкви?

Общество потребления — это не просто очередная социальная утопия, какой была в свое время коммунистическая идея. Это утопия, смертельная для цивилизации. И, конечно, кризис в этом контексте можно рассматривать как одно из ее проявлений.

Роль Церкви в этой ситуации может быть очень велика. Другое дело, что не существует каких-то сиюминутных выходов из положения. Церковь прикладывает усилия к тому, чтобы каждый человек узнал Евангелие, пропустил его через свое сердце, а это длительный процесс, особенно сегодня, когда, кроме голоса совести, в каждом человеке с пеленок звучит огромное количество «голосов», которые призывают его жить не так, как Бог велит, а как хочется. Человека буквально рвут на части все, кто предлагает ему «отрываться», получать удовольствие в этом «удобном мире» (хотя это огромная ложь: он на самом деле неудобен). Именно поэтому человек сегодня — более чем когда-либо — склонен пройти мимо Церкви.

Но человек не приспособлен к такой жизни, он ломается, и ломается очень быстро. И самое обидное, что значительная часть людей, которые все-таки доходят до храма, оказывается сломанной, и очень сложно бывает помочь этим людям восстановить в себе какие-то человеческие реакции, человеческое отношение к жизни. Прежде чем объяснить пришедшему, как ему нужно жить, его нужно вылечить, просто привести в чувство, вернуть ему человеческий облик. Это сегодня тоже очень большая проблема, которая стоит перед Церковью. На самом деле, она стоит и перед обществом тоже, просто общество закрывает на это глаза…

В последние годы принято ставить знак тождества между понятиями «духовность» и «религиозность». Действительно ли они взаимосвязаны или эти понятия могут совмещаться в одном и том же человеке, абсолютно не «пересекаясь»?

Тут всё зависит от того, что понимается под словом «духовность». В богословии есть четкое разграничение двух близких, но разных понятий — «духовность» и «душевность». Душевность — это проявление у человека интереса к прекрасному, к культуре, искусству, которое, действительно, совершенно не обязательно будет тождественно религиозности. Человек может быть утонченным эстетом и при этом последним подлецом или циником. Известный исторический факт: Гитлер был большим знатоком и ценителем музыки Рихарда Вагнера.

А вот духовность – это понятие из области религиозной жизни, той жизни, которая строится на основе веры.

В то же время душевность является первым шагом к тому, чтобы обрести способность верить в Бога. Человек душевный — это человек с глазами, раскрытыми для восприятия всех достижений человеческого гения. Конечно, с точки зрения Церкви и веры, такой человек лучше того, кто идет и ничего на своем пути не замечает, находясь как бы вне контекста человеческой истории и культуры. А подобных людей сегодня, к сожалению, немало.

Что делать православному христианину, если в его присутствии ругают и осуждают Церковь, духовенство, таинства? Не считается ли он соучастником этого страшного и тяжкого греха, если промолчит?

Православный христианин должен чувствовать в этот момент то же, что чувствует любой нормальный человек, если в его присутствии ругают его мать… Что делать? В зависимости от ситуации можно поступить различно, но ни в коем случае не молчать, делая вид, что тебя это не касается. Если нет возможности остановить «собеседников», то надо прервать общение с этими людьми и уйти. Если человек ведет себя трусливо, то становится соучастником греха. Относиться к хулителям Церкви и святыни надо как к людям заблуждающимся, ни в коем случае не давать места гневу, который, по слову Священного Писания, не творит правды Божией (Иак. 1, 20). Необходимо также приложить все усилия для того, чтобы объяснить людям их заблуждение и рассеять предубеждение против веры и Церкви.