Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Потому что сей Авраам есть отец верующих, украшение православной веры, древний па-триарх истинного народа Божия, православных чад Господних. Беседа 5. Патриархи Добрая старость   Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем (Быт. 24, 1). Этими словами Библии в корне меняется наше представление о старости как о печальном периоде жизни человека.

Современное общество ориентировано на молодежь, на молодость, а в Библии много говорится о старости, доброй старости, венчающей праведную жизнь человека: И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 8). Но в книге Псалмов мы находим такие слова: Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня (Пс. 70, 9). Как же так?

Праведный благословляется всем во дни старости, а псалмопевец молится Богу, чтобы Он не отверг его в старости? Оскудевают силы плоти, а добродетель к старости только укрепляется. Юность, молодость – очень опасные периоды жизни в духовном смысле. Смотри, юноша, как опасно ходишь – говорится в Писании. Юношеских похотей убегай (2 Тим. 2, 22).

И ориентация западного общества на молодежь – это свидетельство духовного кризиса общества, это попытка опереться на шаткую опору, насытиться незрелыми плодами. Совсем другая пора – старость. Это мудрая уверенность, крепость, непоколебимость. Это плод зрелый: Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь (Пс. 91, 13-16).

Это очень красивые слова о доброй старости – старости, которая посвящена Богу. Наши храмы наполнены пожилыми людьми, большая часть прихожан – пожилые люди. И это меня радует, потому что пожилые люди – хранители веры. Старость – это время, когда человек может больше предаваться молитве, служить Богу без оглядки на движения плоти. И хотя искушения бывают в каждом возрасте, как говорил преподобный Макарий Великий: “Не доверяй телу своему, пока оно в гроб не ляжет”, но все же именно старость – опора церкви.

У пророка Исайи читаем: И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас (Ис. 46, 4). Тот, по воле которого возникла наша жизнь, Тот, который в детстве оберегал нас, в молодости давал крепость, а в зрелые годы – разум, Тот и в старости не оставляет нас. Старчество на Руси Старость – это не только мудрость, но и праведность.

В русской церкви всегда было особое отношение к старцам – людям, стяжавшим мудрость. Иногда старческой мудрости достигали в возрасте, едва перевалившем за пятьдесят–шестьдесят лет. Старцам в Царстве Божием отведено особое место: И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр. 4, 4)

, – говорит Апостол Иоанн Богослов в Откровении о виденном им. Старцы – это не всегда монахи. Старцы могут быть и в миру, и среди женатого духовенства. Достаточно назвать известного в Москве священно-служителя отца Алексия Мечева, наследовавшего традиции Оптинских старцев. Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский многими почитался наравне с Оптинскими старцами.

Монашеские обители относились к нему с глубоким уважением. Расскажу вам один пример из жизни отца Иоанна. Матушка его подавала в суд на супруга за то, что он не приносил домой свою зарплату. В связи с этим епархиальный совет вынес решение: “Ради юродства иерея Иоанна Сергиева зарплату выдавать его матушке”. И когда об этом стало известно в Петербурге, в Кронштадте, других городах России, многие люди стали приносить ему деньги.

И вот одна женщина хотела положить на поднос для пожертвований большую сумму денег, но отец Иоанн остановил ее. Очень огорченная тем, что батюшка отказался от ее пожертвования, она стала смиренно ждать окончания крестоприкладывания после Литургии, чтобы узнать причину того. И батюшка сказал ей: “Завтра отдашь их первому, кого встретишь, когда выйдешь из дома.

А перед тем, как встанешь, прочитаешь Акафисты Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю”. Женщина задумалась: как же так – отдать первому встречному? Но сделала так, как сказал ей батюшка: встала рано, прочитала акафисты. Собралась на улицу и думает: хорошо бы встретить какую-нибудь одинокую старушку или ребенка-сироту. Видит, идет пьяный. Офицер. Мундир расстегнут, сам качается.

Когда они поравнялись, женщина молча протянула ему пачку денег. Тот спрашивает: “Что это?” Она назвала сумму денег, а это была очень большая сумма. Офицер вскрикнул: “Мать моя! Кто же тебе сказал об этом?” Оказывается, он этой ночью проиграл в карты большую сумму денег и, не имея возможности заплатить карточный долг, шел застрелиться на мосту, а дома – семья, малые дети.

Взбудораженные, они вместе пошли к батюшке Иоанну бурно выразить свой восторг и благодарность. Но отец Иоанн остановил их, сказав, что это – не от него, а все совершает Христос. Старец – это провидец. Духовный человек видит все иначе, чем обычный. Еще одна история – о блаженном. Был в шестидесятых–семидесятых годах в Орехово–Зуевском районе юродивый. Звали его “толстенький Васечка”.

Толстенький – потому что он очень много весил, килограммов двести, а может, и больше, а роста был невысокого. Ноги – как маленькие табуреточки. Васечка был юродив и имел удивительный дар утешать людей. Его все время ловила милиция, чтобы посадить за тунеядство. Но православные прятали Васечку у себя в домах и подкармливали. Сердобольные старушки считали: раз толстенький – надо его все время кормить, и усугубляли тем самым его положение. Однажды милиция его все же нашла.