Ilarion (Alfeyev) /You are the Light of the World/ Library Golden-Ship.ru Hegumen Hilarion (Alfeyev) You are the Light of the World Ed. Golden -Ship .ru 2011 Orthodox Library Golden Ship From the publishing house The main part of the collection consists of conversations delivered by the author, a famous theologian and patrologist, in the Moscow church of the Holy Great Martyr Catherine in the Fields.

"Мы не призваны отрекаться от мира, - пишет автор, - отвергать мир, гнушаться миром: мы призваны, живя внутри мира, быть "солью земли" и "светом мира", то есть, как душа в теле, оживотворять мир, преображать его". Речь идет о различных аспектах духовной жизни христианина; затрагиваются также такие темы, как брак и монашество, искусство общения, предназначение и призвание человека, православная антропология, православный мистицизм, пастырское служение в Православной Церкви.

Для всех, кто стремится углубить свою духовную жизнь и приблизиться к Богу. В Русской Православной Церкви игумен Иларион (Алфеев) известен как богослов, автор нескольких монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков, многочисленных статей в периодической печати и телевизионных передач.

Книга отца Илариона "Таинство веры", выпущенная нами в 2000 году вторым изданием, широко известна в России и за ее пределами (газета "Ex-Libris НГ" назвала ее лучшей богословской книгой 2000 года). Другие книги отца Илариона - такие как "Жизнь и учение свт. Григория Богослова", "Мир Исаака Сирина", "Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание", "Православное богословие на рубеже столетий" - также получили заслуженное признание читательской аудитории и высоко оценены церковным Священноначалием.

Настоящая книга представляет собой сборник бесед и лекций отца Илариона, переписанных с магнитофонной ленты. Первую и основную часть книги составляют беседы, произнесенные в течение Великих постов 1998-2000 годов в московском храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, где отец Иларион несет свое пастырское служение. Эти беседы затрагивают широкий спектр вопросов, связанных с жизнью христианина в современном мире.

"Вы - свет мира": эти слова, сказанные Спасителем почти 2000 лет назад, не утратили своей актуальности для сегодняшнего христианина. Но что они означают для каждого из нас? Что такое быть "солью земли" и "светом мира", жить "в мире", но вместе с тем оставаться "не от мира сего"? Таковы основные вопросы, поднимаемые в первой части книги.

Вторая часть книги включает несколько лекций, произнесенных в разные годы и в разных аудиториях, главным образом, студенческих, таких как Московское Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, Санкт-Петербургский государственный университет. Некоторые материалы книги, в частности, беседы о браке и монашестве, о предназначении и призвании человека, а также - в особенности - лекция о пастырском служении в Православной Церкви, завершающая книгу, могут оказаться полезными для студентов духовных учебных заведений, стоящих на пороге выбора своего жизненного пути.

Основными же адресатами всех прочих помещенных в книге бесед и лекций являются рядовые верующие, прихожане наших храмов, идущие по пути ко спасению, начертанному в Евангелии Господа Иисуса Христа. Издатели выражают надежду на то, что настоящий сборник послужит духовной пользе читателей, укрепит в них любовь ко Христу и к святой Православной Церкви.

  Содержание ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА БЕСЕДЫ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ О ПОСТЕ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ О БРАКЕ О МОНАШЕСТВЕ ОБ ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ О ЗАВИСТИ О ДИАВОЛЕ И ДЕМОНАХ СПАСЕНИЕ В МИРУ О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ И ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ МИСТИЦИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Об авторе БЕСЕДЫ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ Великий пост - время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги.

В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди. От многих людей приходится слышать примерно следующее: "Годами прихожу на исповедь, годами называю одни и те же грехи, и ничего в моей жизни не меняется".

Так, конечно, происходить не должно: что-то должно меняться в нашей жизни после каждой исповеди. Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте - он идет или вперед, или назад. Если мы не приближаемся к Богу, значит, мы от Него отдаляемся, если не становимся лучше, значит, становимся хуже. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу.

"Покаяние" - это славянский перевод греческого слова "метанойя", буквально означающего "перемена ума", "перемена образа мыслей". Покаяние - не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил.

Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех. Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.

Покаяние необходимо всякому христианину. Оно - дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. "Ибо после того, как мы крестились, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше".