Olivier Clément
Говоря о Боге, я хочу говорить об Отце, Сыне и Святом Духе, не выводя Божество за эти пределы, чтобы не ввести целого сонма божеств, и не считая его меньшим, чем три Лица, чтобы не подвергнуться обвинению в обеднении Божества; следовательно, чтобы не впасть ни в единичность иудействующих, ни во множественность эллинствующих…
Так Святая Святых, в окружении и облачении Серафимов, прославлена тройным освящением в единстве Божества.
Григорий Назианзин
Слово 54, на Пасху, 4.
Григорий Назианзин был прозван Богословом, потому что, славя Троицу, сделал предметом своих размышлений – точнее, воспел – самую тайну Бога, «богословие» в точном смысле слова.
Таинство Триединства разрушает жалкую рассудочность, умеющую лишь спорить или соглашаться, и преображает, претворяет ее в разумение Личности и Любви.
Не успел я подумать о Единице, как Троица омывает меня своим сиянием.
Не успел я подумать о Троице, как Единица вновь овладевает мной.
Когда передо мною Один из Трех, Он кажется мне всем – так наполнен Им мой взгляд, так поражает меня Его изобилие.
Ибо в разуме моем, слишком ограниченном для того, чтобы постигнуть и Одного, нет более места Соединяя Трех в одной мысли, я вижу одно–единственное пламя и не в силах разделить или разложить единый свет.
Григорий Назианзин
Слово 49, о крещении, 41.
Когда я говорю о Боге, вы должны чувствовать себя омытыми единым светом и тремя светами…
Есть неделимое разделение, единство в различии. Един в Трех: это и есть Божество. Трое как Один–единственный: именно в Трех существует Божество – или, точнее говоря, Трое суть Божество.
Григорий Назианзин
Слово 39, 11.
Рассуждая о Троице, св. Василий и св. Максим Исповедник подчеркивали, что Три не есть число (св. Василий говорит в этой связи о «мета–математике»…). Божественные Лица не примыкают друг к другу, но существуют друг в друге: Отец пребывает в Сыне и Сын в Отце, Дух соединяется с Отцом через Сына и «усовершает блаженную Троицу», как бы утверждая в ней «круговорот» любви. Это внутреннее объединяющее движение отцы назвали перихорезой – это еще одно ключевое слово святоотеческой духовности, наряду с уже знакомым нам кенозисом. Перихореза, этот обмен бытием, который означает, что каждый существует лишь через отношение с другими, могла бы быть определена как радостный кенозис. Кенозис Сына в истории продолжает тринитарную перихорезу и позволяет нам участвовать в ней.
Хотя Божество, которое превыше всего, прославляется нами как Троица и как Единица, оно не три и не одно, знаемые нами как числа.