Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

[69] Употреблен тот же глагол, что в Быт. 1:2 («и Дух Божий носился над водою»). [70] II/16,7 = B54 (391). [71] Главы о знании I,12—13. [72] Pseudo-Supplementa 50. [73] Речь идет о молитве вслух. [74] II/6,1—4. [75] II/10,4. [76] I/58 (308) = B6 (82—83). [77] I/56 (289) = B4 (58). [78] II/8,25. [79] Быт. 2:21. [80] Быт. 15:12. [81] Главы о знании IV,95. [82] Сир.

термин ‘arpella можно перевести как «туча», «густой туман», «тьма», [83] Исх. 20:21. [84] См. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1—5; Послание 10. [85] Пс. 35:7. [86] Пс. 17:10 (Пешитта). Рус. Синод. пер.: «и мрак под ногами Его». [87] Главы о знании I,51—52. [88] Главы о знании IV,48. [89] Сир. dummara означает также «изумление». [90] II/35,4. [91] I/3 (17) = B3 (20). [92] I/21 (103) = B35 (259). [93] Главы о знании I,67. Ср. I/21 (99—100) = B35 (254). [94] I/57 (301) = B5 (73). [95] Главы о знании III,20. [96] II/10,2. [97] I/21 (101—103) = B35 (254—257). [98] I/56 (289—290) = B4 (58). [99] Ср. Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 62. [100] I/21 (105) = B35 (260—261). [101] I/31 (141) = B53 (388). [102] Ср. 2 Кор. 12:2. [103] B71 (492—493). [104] Или «свободой помыслов». [105] Т. е. от страха и страдания. [106] Или «свободе помыслов». [107] II/20,10—11. Букв. «как свойственно чину детей». [108] II/29,9. Ср. Пс. 4:8. [109] II/18,16. [110] Ср. 2 Кор. 7:10. [111] II/24,2. [112] II/8,1. [113] Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. [114] Там же 4,40. [115] II/35,12—13.

[116] В старых русских переводах термин обычно передавался словом «упоение». Однако в современном русском языке слово «упоение» употребляется только в переносном смысле («самозабвенное наслаждение чем-либо»), не имеющем какого-либо отношения к алкоголю, в то время как у Исаака слово rawwayuta связано именно с символикой вина и опьянения. [117] Подробный анализ этой темы в святоотеческой традиции см. в специальном исследовании: H. Lewy. Sobria ebrietas.

Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. [118] См. Brock. Note 3 to II/10,35. [119] Ср. Пс. 103:15. [120] II/35,1—6. [121] II/18,2. [122] Пс. 41:3. [123] I/70 (355) = B16 (131). [124] I/87 (415) = B47 (337—338). [125] I/51 (229—230) = B78 (543). [126] II/1,50. [127] I/58 (317) = B6 (95). [128] Главы о знании I,33.

[129] Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. [130] На молитве. [131] Т. е. во втором случае. [132] 1 Кор. 14:19. [133] Главы о знании I,55. [134] В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?» [135] I/45 (192) = B70 (486). [136] I/85 (412) = B46 (334). [137] Иерем. 20:9. [138] I/48 (209—210) = B74 (511—512). [139] Ср. 1 Кор. 1:18—23. [140] Ср. 1 Кор. 4:10—13. [141] 3 Цар. 8:27. [142] Т. е. принял на себя человеческое естество.

Исаак использует характерный для восточно­сирийской традиции христологический язык. [143] Главы о знании I,88. [144] Рус. «Любовь к Богу». [145] Рус. «восторженной». [146] Ср. 1 Кор. 3:18. [147] Ср. Евр. 11:38—39. [148] I/73 (369—370) = B33 (219—220). [149] Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. [150] Ср. 2 Кор. 12:11. [151] Ср. Пс. 18:11. [152] I/38 (159—160) = B62 (430—431). В греч. и рус.

тексте последние две фразы переведены свободно. [153] Лк. 22:30. [154] Ср. Пс. 103:15. [155] Вар. «очистились». [156] I/84 (398—399) = B43 (316—317). [157] I/25 (117—119) = B51 (360—362). [158] I/25 (119) = B51 (362). [159] I/25 (120) = B51 (363). [160] I/25 (122) = B51 (366). [161] I/25 (123) = B51 (367). [162] Естества Божия. [163] Естества человеческого. [164] I/28 (131) = B51 (376—377). [165] 1 Кор. 3:19. [166] I/26 (125—126) = B51 (369—371). [167] I/27 (127) = B51 (372—373). [168] Или «Писаний». [169] Букв. «истины книг», или «истины Писаний». [170] Главы о знании III,99. [171] Главы о знании IV,16. [172] I/28 (128—129) = B51 (373—374). [173] I/26 (126) = B51 (371). [174] I/26 (127) = B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами 90. [175] I/26 (129) = B51 (375). [176] I/29 (132) = B52 (377—378). [177] Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. [178] I/84 (399) = B44 (318). [179] Григорию Нисскому. [180] Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). [181] Василий. [182] Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). [183] Аммон. Письмо 2. [184] Аммон. Там же (

о «божественной силе», ведущей человека к покою). [185] II/35,7—11. [186] Сир. ida‘ta d-su‘rane соответствует греческому gnvsiw pragmaЬtvn (знание вещей, объектов, действий). [187] Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. [188] II/10,14—16. [189] Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). [190] I/38 (160) = B62 (431).

Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. [191] Ср. Мф.18:3. [192] I/49 (216—217) = B77 (526—528). [193] Рим. 10:17. [194] Евр. 11:1. [195] Главы о знании I,64. [196] I/84 (401) = B44 (320). [197] I/85 (405) = B45 (324).     Глава VIII. Жизнь будущего века   Бог — не мститель за зло, но исправитель зла.

II /39,15 Большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны. II /40,12 Мы подошли к последней теме нашего исследования — эсхатологии преподобного Исаака. Эсхатологические воззрения Исаака составляют неотъемлемую часть его богословской системы: они вытекают из его учения о Боге-Любви и основаны на его собственных мистических прозрениях, хотя и подкреплены авторитетом предшествующих Отцов.

Первый раздел настоящей главы будет посвящен традиционной аскетической теме «памяти смертной». Во втором разделе будут собраны суждения Исаака по вопросам эсхатологии, рассыпанные по всему корпусу его творений, исключая Беседы 39—41 из 2-го тома. Ввиду того, что эти три Беседы являются систематическим изложением эсхатологических взглядов Исаака, представляется целесообразным рассмотреть их подробно в третьем разделе настоящей главы, который станет заключительным разделом всего нашего исследования.   1.

Размышление о будущем веке Восточно-христианская монашеская традиция придает большое значение «памяти смертной» как одному из главных аскетических деланий. «Вспоминай всегда исход твой и не забывай о вечном Суде», — говорит Евагрий [1] . «Ежедневно имейте смерть пред очами... Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием», — вторит ему авва Исаия [2] .

В сирийской традиции тема памяти о смерти и Страшном Суде развита, в частности, у Ефрема Сирина [3] . Исаак прямо ссылается на Ефрема в следующем тексте: ...Пока мы в этом мире, Бог не ставит печать ни на доброе, ни на злое, до самого часа исхода, в который заканчивается дело в отечестве нашем и отходим в страну чужую. И, как сказал святой Ефрем, «подобает нам размыслить, что душа наша подобна готовому кораблю, не знающему, когда подует на него ветер, и воинству, не ведающему, когда протрубит военная труба.

И если, — говорит, — так бывает это для малого приобретения... то как следует нам готовиться и снаряжаться перед тем грозным днем, перед этим мостом и перед этой дверью нового века?» [4]  Исаак Сирин считает, что мысль о скоротечности человеческой природы должна быть неразлучна с человеком [5] . Всякий раз перед отходом ко сну следует напоминать себе о смерти, думая, что предстоящая ночь может оказаться последней: «Когда приближаешься к постели твоей, скажи ей: в эту ночь, может быть, ты будешь мне гробом, постель; и не знаю, не придет ли на меня в эту ночь вместо сна временного вечный будущий сон...