Кириллова Ксения

“Сторожевая Башня” от 01.05.2000, с.10 п.10: «Нельзя допускать, чтобы любопытство завлекло нас на пагубный путь отступничества!»

Наше царственное служение, сентябрь 2005 г., с.4: «Если ты не знаешь ответа на вопрос, не высказывай своё личное мнение»

Сторожевая башня, 15.09.05 г., с.20: «Есть опасность, что на земную часть организации мы начнём смотреть с человеческой точки зрения. А тогда у нас может развиться дух недовольства и мы перестанем ценить представителей Иеговы и духовную пищу, которую он даёт нам через «верного и благоразумного раба».

Особенно интересна в этой связи последняя цитата. Другими словами, руководство секты осознаёт, что организация несовершенна, и призывает адепта к её автоматическому обожествлению вопреки очевидности, понимая, что без ореола сакральности секта неизбежно будет вызывать у своих членов «дух недовольства», который приводит к выходу человека из-под психологического влияния системы.

Мнение экспертов аналогично. Так, в заключении Экспертизы № 1 отмечается, что «лингвистический, психолингвистический и литературоведческий анализ текстов сообщества "Свидетели Иеговы" позволяет рассмотреть их информационный, идейно-дидактический, дисциплинарно-предписательный и суггестивно-мотивирующий аспекты как целенаправленное, планомерно проводимое внушение им определенного и единообразного набора настроений и.предрасположений». Кроме этого, в нём указывается, что «резкая теократическая иерархичность сообщества, его ориентация на "не-думание" отдельных членов объединения, его стремление к интеграции семей в жизнь тотально властного внесветского коллектива, а также признаки военизированной дисциплинарности быта иеговистов, регулируемого исследованными текстами, отдаляют Свидетелей Иеговы от традиционных религий и сближают их с явлениями разряда секты». Данный отрывок воспроизводится в Московском решении как одно из обоснований правовой позиции суда. В этом же заключении подчёркивается, что «здравая и рассудочная служебная исполнительность оттесняется предписаниями "не думать" и внушениями воспринимающему стрессовой настроенности».

В заключении Экспертизы № 2 в этой связи говорится, что «В закономерной связи с этим находится запрет на “независимое”, т.е. рациональное мышление для членов объединения “Свидетели Иеговы… Это характерный признак тоталитарной организации, которая не только захватывает и подавляет всю эмоциональную сферу субъекта, но и парализует рациональное мышление человека с тем, чтобы не допустить критического переосмысления им своего положения, деятельности»

Экспертное заключение № 3 отмечает, как уже указывалось, «жесткий контроль сознания и поведения членов общины».

В заключении Экспертизы № 4 одним из механизмов создания и поддержания членства в организации выделяется «критика рациональных отношений и мышления с требованиями активизации чувств интуиции, веры, эмоциональной сферы личности в ущерб интеллектуальной оценке ситуации. Требования отказа от рациональной основы в межличностном общении и отношении к руководству. Особенное внимание этому аспекту деятельности уделяется в печатных изданиях секты, красочные иллюстрации в которых должны сформировать эмоциональный настрой, на фоне которого нелогичные и абсурдные идеи могут быть легче восприняты и усвоены».

В материалах Экспертизы № 5 отмечается, что «от адептов общины требуется безоговорочное подчинение руководству религиозной организации, что становится возможным на фоне фактического подавления их воли».

Поскольку, как уже отмечалось выше, в содержание частной жизни входит свобода уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов, тайна жилища, в данном случае идёт не просто влияние на размышления людей, но прямой запрет на мышление как таковое, что приводит не только к нарушению права на личную жизнь, но и к прямому психологическому насилию над личностью. Поэтому в данном случае не лишний раз будет вспомнить о соответствующем Постановлении Конституционного Суда (от 23 ноября 1999 г. N 16-П "), рекомендующем государству «предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека»

Интересно и то, что вероучение «Свидетелей Иеговы» на протяжении существования секты несколько раз кардинальным образом менялось. Как указывает А.Дворкин, «можно сказать, что самым неизменным пунктом иеговистского учения является его переменчивость»[25] неудивительно поэтому, что в организации запрещается ознакомление со старыми публикациями Общества. Правда, иеговисты сами признают, что в истории организации были ошибки (в частности, запрет на вакцинацию и пересадку органов, лжепророчества о конце света в 1975 году), но объясняют данный факт тем, что «Иегова постоянно очищает свой народ», давая ему возможность самому прийти к истине методом проб и ошибок и не допуская укоренения ложных взглядов. Таким образом, требование беспрекословного подчинения личности организации и некритичного принятия любого её учения выглядит по крайней мере нелогично, так как нет никакой гарантии, что и нынешние правила не будут со временем «очищены» как очередная ошибка. При этом воля организации воспринимается как воля Бога, который, как известно, ошибаться не может. Комментарии излишни.   

Естественно, насаждение подобного рода единомыслия приводит, в конечном итоге, к изменению основных личностных характеристик, а именно, утрате адептом способности к критической оценке даваемых ему приказов, следствием чего является полная управляемость человека организацией, и, как закономерный её итог, разрушение личности и превращения её в бессловесную марионетку в руках централизованной машины.  

 

3). Отрицание любых других учений, верований, религий.