Кириллова Ксения

Представляя в столь невыгодном свете все религии мира, "Свидетели Иеговы" постоянно противопоставляют им свою организацию и свое вероучение. Не вызывает сомнения, что приведенные выдержки из изданий религиозной организации "Свидетели Иеговы" находятся в русле разжигания религиозной розни и пропаганды собственного превосходства. Можно лишь отметить, что идеи, подрывающие уважение к иным религиям, возбуждающие чувство непримиримости к ним, - не случайность и не исключение, а постоянная тема изданий "Свидетелей Иеговы".

Итак, все эксперты сходятся в том, что учение «Свидетелей Иеговы» содержит пропаганду религиозной ненависти и вражды. Оценки всех существующих мировых религий как «ложных», созданных Сатаной, ведущих людей к неминуемой гибели, зловещие навязчивые пророчества о надвигающейся расправе с миллионами людей только в силу их религиозных убеждений, постоянное использование лексики, имеющей негативную эмоциональную окраску – всё это приводит, как отмечается в Экспертизе № 2 «1) к возбуждению вражды, неприязни, ненависти у членов объединения “Свидетели Иеговы” ко всем, не разделяющим их взгляды; 2) возбуждению ответной вражды последователей всех религиозных направлений, особенно традиционных для Российской Федерации», другими словами, к нагнетанию напряжённости в обществе, атмосферы недоверия и вражды, что является условием дестабилизации общества и, в конечном итоге, ослабления государства. Как отмечают эксперты, «в публикациях объединения “Свидетели Иеговы”, свободно распространяемых массовыми тиражами в российском обществе под видом миссионерской и христианской литературы, проводится пропаганда аморальных, антигуманных, по сути, экстремистских представлений о необходимости и оправданности геноцида по признаку отношения к религии, необходимости уничтожения всех людей, не принадлежащих к объединению “Свидетели Иеговы”, по данному признаку, что представляет угрозу правам человека и гражданина на жизнь и безопасность в обществе. Такая пропаганда является противозаконной, противоречащей положениям Конституции Российской Федерации и российского законодательства о праве человека на свободу совести и вероисповедания, праве исповедовать любую религию или придерживаться нерелигиозной формы мировоззрения, не подвергаясь при этом оскорблениям, запугиванию уничтожением, войной, геноцидом по признаку отношения к религии».

 Добавим также, что традиционные конфессии, будь то  христианские, мусульманские или иные, являются культурообразующими. Православная церковь внесла огромный вклад в историю и культуру России, и даже не разделяя её убеждений, нельзя не признавать её роль как неотъемлемой составляющей духовного богатства народов, населяющих нашу страну. Поскольку исторически Россия являлась православным государством, ту или иную религиозную направленность несут сложившиеся в обществе традиции, а также памятники художественного творчества, поэзии, архитектуры. Таким образом, отрицая религию и придавая ей характер «великого зла», подлежащего неминуемому уничтожению, иеговисты отрицают также национальную культуру и многовековые ценности, сложившиеся в обществе.

Возникает вопрос, с какой целью объединение «Свидетели Иеговы» так упорно разжигает религиозную рознь? Здесь существует несколько объяснений:

1. Во-первых, дискредитация всех религий для привлечения людей в свои структуры. Даже не приняв сразу учения организации, у лиц, ознакомившихся с её публикациями, остаётся негативный эмоциональный осадок, чувство неприязни и даже ненависти к религиозной системе общества. И тут же Свидетели Иеговы предлагают выход – предложение вступить в свою организацию как способ «выйти из системы ложной религии», а, следовательно, избежать использования потока оскорбительных характеристик в свой адрес.

2. Во-вторых, как уже отмечалось, это является ещё одним способом «вырывания» человека из традиционной культуры, что ведёт к усилению его изолированности от мира и замкнутости в секте.

3. Возникает противопоставление человека и общества. Как отмечает Дворкин, «подобные заявления резко настраивают иеговистов против приверженцев всех остальных религий, в первую очередь – против приверженцев традиционных конфессий тех стран, где орудует секта. Эта агрессия вырывается наружу и, естественно, рождает ответную реакцию людей, оскорблённых как кощунственными высказываниями иеговистских публикаций в адрес почитаемых ими святынь, так и назойливым приставанием членов секты. Так руководство секты провоцирует религиозную напряжённость и конфликтные ситуации, которые помогают ему прочно удерживать людей в организации: «Смотрите, как ненавидит вас одержимый диаволом мир…»[28] Таким образом, людям внушается, что они подвергаются незаслуженным «гонениям», что якобы сближает их с христианами первого века. «Гонения» подтверждают правильность выбранного пути, что призвано убедить адепта в том, что секта вводит его в число тех немногих, кто сделал «верный выбор» в жизни.

Всё перечисленное, иными словами, помогает ещё прочнее втягивать человека в структуру секты, отрезая его окружающего мира с целью наиболее полного контроля его сознания и поступков.    

 

4. Контроль эмоций. Здесь активно продуцируется чувство вины и эмоций страха. Что же касается «Свидетелей Иеговы», то в заключении Экспертизы № 4 по этому поводу отмечается, что в механизмах создания и поддержания членства в организации присутствует «создание и поддержание в адептах чувства страха и вины». Кроме этого эксперты отмечают «провоцирование психически неустойчивых состояний (в том числе и путем введения массы запретов), эмоциональных пиков (массовые мероприятия секты на стадионах и иных местах большого скопления людей) и спадов».

Кроме этого, в любой тоталитарной секте индоктринируются культовые фобии, включающее следующее: физическое здоровье (например, адепт заболеет, умрёт или  будет убит), психологическое здоровье (например, адепт сойдет с ума), духовная жизнь (например, адепт потеряет отношения с богом), социальная жизнь (например, адепт будет одинок или не сможет добиться успеха вне организации). Конечно, не обязательно применять все фобии сразу, и в каждой секте существует свой более или менее индивидуальный способ контролирования эмоций адептов. Об этом более подробно будет рассказано в следующей главе.

 

Индоктринация фобий