Кириллова Ксения

2) Страх перед Армагеддоном

Следует сразу пояснить, что близость конца света является ключевым положением иеговистской доктрины. Сектанты утверждают, что мы живём в «последние дни» существующей системы вещей, и Армагеддон должен наступить в ближайшие годы. Кроме этого, иеговисты уже не раз предсказывали дату конца света, естественно, так и не наступившего. В частности, А.Дворкин указывает, что «Свидетели Иеговы несколько раз определённо и недвусмысленно предсказывали телесное пришествие Иисуса Христа и конец света (в их сегодняшней терминологии «конец этой злой системы вещей») – сначала в 1914 г. (но тогда произошло лишь его «духовное пришествие», как они потом объясняли), потом в 1918 г. (но он тоже не пришел), затем в 1925 году, когда должны были воскреснуть и явиться на землю Авраам, Исаак, Иаков и другие пророки, что и было бы преддверием Второго пришествия (но опять, как мы знаем, ничего подобного не произошло). В отличие от некоторых других сект, которые в таких случаях признавали, что произошла ошибка и пророчество не удалось, иеговисты всякий раз выкручивались и переиначивали свои же предсказания, поэтому оказывалось, что  в 1914 г. состоялось «пришествие Христа в Духе», в 1918 г. Христос «вошел в духовный храм и начал его очищать» – это было начало «предварительного Суда», конец которого предсказывался в 1975 году, что привело бы к окончанию «злой системы вещей». Но 1975 год прошел, и опять ничего не произошло».

В настоящее время, однако, близость конца провозглашается ничуть не менее ревностно, чем в начале прошлого века. Согласно иеговистской доктрине, переживут Армагеддон только Свидетели Иеговы. Даже если в некоторых изданиях «Свидетелей Иеговы» этот тезис не содержится прямо, он напрямую выводится из простой логической связки:

1.Выжить в Армагеддоне и получить надежду на вечную жизнь в раю на Земле доступно не каждому, а только тем, кто живёт в соответствии с Библией;

 2. В соответствии с Библией в наши дни живут только Свидетели Иеговы, следовательно, чтобы обрести надежду на воскрешение после смерти, вам необходимо вступить в их организацию.

Соответственно, все лица, не принадлежащие к объединению «Свидетели Иеговы», автоматически приобретают статус «нечестивых», и будут безжалостно уничтожены небесным воинством. Сами иеговисты, по их утверждениям, не будут принимать участия в истреблении нечестивых, но, судя по тому, с каким нетерпением и радостью рядовые иеговисты ожидают надвигающуюся катастрофу, они с наслаждением будут наблюдать за уничтожением «неверных». Здесь опять имеет место смещённая система ценностей, или, иными словами, политика двойных стандартов. Заключается она в том, что, призывая к любви и уважению к своим «братьям и сёстрам» (то есть членам организации), секта в то же время оправдывает ненависть и жестокость по отношению ко всем, кто в неё не входит.

Подробная оценка данного пункта учения организации даётся в заключении Экспертизы № 1, в котором, в частности, говорится: "Сюжеты текстов планомерно проводят один устойчивый мотив: человечеству и каждому отдельному человеку угрожает могущественный враг добра - сатана. Он строит козни, вовлекает людей в грех, ведет человечество к гибели и мучениям; в недалеком будущем настанет день последней битвы - Армагеддон. Человечество постигнет "великая скорбь" - голод, эпидемии, войны, стихийные бедствия; единственное спасение для людей - обращение к Богу, а именно к божеству Иегове, который уничтожит сатану, его приспешников, всех служителей зла, всех не являющихся членами сообщества "Свидетелей"; после Армагеддона спасшихся ждет счастье в Царстве Иеговы, жители Земли будут подчинены справедливому небесному правительству.

Тем самым преобладает тематика уничтожения неверных людей волей и силами Иеговы и спасение лишь тех, кто благодаря присоединению к "Свидетелям" избежит тяжелых бедствий, мучений и гибели. Это нагнетание страха формирует настрой, зловещие оттенки которого усугублены многократными описаниями человеческих бедствий вообще - бывших, нынешних и будущих.

Психологический и мировоззренческий данный мотив ориентирует сознание воспринимающего на близкое гипнотическому оцепенению перед фатальным ходом событий. Одновременно этот мотив подготавливает сознание воспринимающих к деятельности в режиме катастрофически-военного, осадного, дисциплинарно-организованного сопротивления и наступления.

Эмоционально-смысловую доминанту предложенных к анализу текстов образует насыщенность лексикой "печального" и "темного" настроя. Автоматический обсчет с помощью экспортной компьютерной психолингвистической программы "ВААЛ" показывает следующее. "Светлая" лексика (бог, верить, апостол, душа, человечество, вселенная, доверие, истинная ценность, справедливость) составляет в текстах "Свидетелей Иеговы" до 22 %. "Печальная" и "темная" лексика (насилие, растление, уничтожение, страдать, гонения, умирать, рабство, голод, холод, козни, ложь, клевета) составляет также до 22%, что является критической величиной, строит контекст всей печатной продукции "Свидетелей" как депрессивный, внушающий представление о мире как античеловечной системе вещей, нагнетающий тревогу, страх, подозрительность и озлобление.

Восприятие текстов "Свидетелей Иеговы" в целом обеспечивает формирование в их аудитории: а) настроения беспомощно-пассивного ожидания спасительных инструкций; б) готовности к нервозно-взвинченному опознанию в мире и людях своих заведомых врагов с расположенностью к агрессивно-озлобленному противостоянию им.

Вышеупомянутая настроенность существенно отличается от тональности, заложенной в общехристианской категории "страх Божий". Выделяясь этим на фоне иных вероучений, тексты "Свидетелей Иеговы" особо эксплуатируют мотив ужаса перед грядущим Концом. Нагнетание страха через настойчивую повторяемость эсхатологических представлений (конец света и т.п.) сопровождается переакцентировкой традиционных и канонических библейских акцентов. Общее изобилие в текстах цитат из авторитетных источников (прецедентность) служит приданию публикациям "Свидетелей Иеговы" наибольшего веса и одновременно отводит потребность в дополнительном обращении к первоисточникам. В этом плане искажение исходного смысла цитируемого особенно значимо. Отрыв цитат от их контекста и их значительное деформирующее сокращение дезориентируют воспринимающего в осмыслении и религиозной традиции, и современной действительности»

В Экспертном заключении № 2 отмечается, что «Комплекс представлений о скором уничтожении всех, не согласных с учением объединения “Свидетели Иеговы”, в глобальной войне является одним их основных средств психологического воздействия на личность рядовых членов объединения “Свидетели Иеговы” со стороны лидеров, а также на личность человека, на которого обращено пропагандистское воздействие членов объединения “Свидетели Иеговы”. Периодические издания объединения “Свидетели Иеговы” содержат навязчивые утверждения, что сейчас все человечество пребывает на пороге уничтожения. Что вскоре, в самое ближайшее время, будут ликвидированы все существующие религиозные, социально-политические и государственные структуры и институты, ибо все это - “порождения сатаны”.

С помощью экзальтированной эмоциональной риторики и с использованием известных методов психологической обработки и психологического давления у людей (членов объединения “Свидетели Иеговы” и лиц, подвергающихся воздействию пропагандистов объединения “Свидетели Иеговы”) искажается восприятие реального мира, формируется напряженное ожидание быстро приближающегося массового уничтожения человеческого общества и установления некоего “Царства Бога”, в котором останутся в живых только члены объединения “Свидетели Иеговы”.