Svyatoslav Kobov

Для изучения концепции джихада важно понять что такое фарз кифая. Это то, что требует шариат от всей уммы целиком, но не от каждого в отдельности. «Если это дело выполнят достаточное количество людей, то от остальных выполнение этого не требуется и на них не падает грех. Если это дело не выполнит никто или выполнит недостаточное количество лиц, то все люди, не участвовавшие в нем, будут грешниками. Например: призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, ответ на приветствия, погребальный намаз, овладевать разными, необходимыми для общества мирскими знаниями и профессиями, как медицина, строительство, инженерия, архитектура и так далее»9.

ГЛАВА 2. Определение термина «джихад»

Термин «джиха?д» происходит от арабского слова ?????? — «усилие», означающее усердие на пути Всевышнего Аллаха10.

Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой мусульман против не-мусульман (у многих мусульманских народов — газават, то же что и джихад), однако понятие джихада значительно шире.

Некоторые исламские богословы делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газава?т — силовая борьба с кафирами). Такое деление восходит к одному из хадисов. По возвращении с битвы при Бадре в 624 году, в которой победили мусульмане, Мухаммад сказал: «Мы вернулись с малого джихада — к великому джихаду».

Распространенное объяснение этих слов заключается в том, что вооруженная борьба (малый джихад) не является для мусульманина первой и главной. Главной же борьбой является борьба человека с самим собой, с со своими внутренними дурными наклонностями и пагубными страстями, со своим нафсом (эгоизмом), то есть нравственное самосовершенствование11.

Современные исламские теоретики умеренного направления трактуют джихад в целом именно как моральный процесс борьбы мусульманина с самим собой. «Джихад в исламе, — пишет современный египетский исламский теоретик умеренного направления, полностью определяется хадисом. И война против врагов, в которой подвергают риску жизнь и имущество, это — меньший, малый джихад с точки зрения правильного ислама. Что же касается настоящего Великого джихада, то это сопротивление души испытаниям, преодоление человеком порицаемых (свойств характера и поведения), содействие тому, чтобы нрав (человеческий) возвышался, приучение собственного духа к щедрости»12.

Однако с этим хадисом возникают определенные трудности, на которые обращают свое внимание экстремисты.

Во-первых, доказательность именно этого хадиса неприемлема, так как его иснад (то есть цепочка передатчиков от Мухаммада до того человека, который записал и стал далее передавать этот хадис) является слабым, согласно особой шкале оценок хадисов, применяемой в исламе. Суждение о слабости этого хадиса высказывали авторитетные авторы — аль-Байхаки, а также ас-Суюти в своей книге Аль-Джами ас-сагир («малое собрание»).

Более того, упомянутый в качестве источника Яхйя-аль-Аля, которому приписывается передача хадиса, является личностью достаточно сомнительной. Ибн-Хаджар аль-Аскалани в своей книге Ат-Такриб («Приближение») сообщает о том, что он «обвиняется в сочинении фальшивых хадисов». Аз-Захаби в книге Аль-Мизан («Весы») отмечает, что различные авторитеты считали упомянутого Яхйю слабым передатчиком хадисов, а Ахмад Ибн-Ханбаль сказал, что он является «лжецом и сочинителем фальшивых хадисов»13.

Во-вторых, рассматриваемый хадис находится в явном противоречии с теми аятами Корана, в которых говорится следующее «Те из верующих, которые отсиживаются дома, не испытывая тягот, не равны [по воздаянию Аллаха] тем, кто сражается во имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью. Аллах возвысил тех, кто жертвует своим имуществом и жизнью, на целую степень над отсиживающимися дома. Хотя Аллах обещал наибольшее благо всем [верующим], Он отличил усердствующих от отсиживающихся дома великим вознаграждением — степенями [поощрения] от Него, прощением и милосердием» (Сура «Женщины» 4:95-96 Перевод М.-Н. О. Османова).