Svyatoslav Kobov

Цели джихада как вооруженной борьбы следующие. Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству. «1. Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху». Или в несколько иной формулировке: «2. Ликвидация любых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху. 3. Защита религиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им».

Во-вторых, целью джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми «неверными», «многобожниками» и «лицемерами»: «1. Борьба с язычеством и язычниками, так как Аллах абсолютно не допускает приобщения к Себе кого-нибудь еще». «5. Вооруженная борьба с лицемерами». Правда, «неверные» могут спастись от убийства, если примут ислам или признают власть мусульман. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе — вооруженная борьба». Но, здраво рассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могут быть обвинены экстремистам в том, что они «лицемеры».

Наконец, в-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для «4. Защиты мусульман и их родной земли». При этом есть один очень важный нюанс — защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, то есть такого, чьи намерения могут быть расценены ими как враждебные. «2. Вооруженная борьба с врагом, воюющим или намеревающимся воевать с мусульманами»43.

Джихад с точки зрения исламского богословия против немусульман бывает двух видов:

Наступательный джихад (когда немусульмане подвергается атаке на его же собственной территории).

Когда немусульмане не собираются сражаться с мусульманами, то им нужно охранять границы и отправлять армии, по крайней мере, раз в год, для того, чтобы устрашить врагов. Обязанность правителя — формировать и отправлять армию в землю войны единожды или дважды каждый год. Более того, обязанностью мусульманского населения является помощь ему, а если он не отправляет армию, то он грешит. Один из мусульманских богословов упоминал, что этот вид джихада нужен для того, чтобы установить джизью (налог в пользу ислама от немусульман). Законоведы также сказали: «Джихад — это дело веры с применением силы, и он обязателен для исполнения всеми имеющимися в наличии возможностями, до тех пор, пока не остаются только мусульмане или люди, которые подчиняются исламу»44.

Оборонительный джихад — представляет собой изгнание немусульман из мусульманских земель.

При этом условии джихад становится строго обязательным для мусульман, на земли которых напали кафиры и для мусульман, находящихся рядом; при этом, дети выступают без разрешения родителей, жена без разрешения мужа и должник без разрешения кредитора. А если мусульмане этой земли не могут изгнать кафиров из-за нехватки силы, из-за того, что ослабли, или же из-за лени или просто ничего не предпринимают, то в этом случае джихад распространяется в виде круга от ближайших (мусульман) к следующим. Если и они слишком слабы или же опять присутствует нехватка живой силы, то тогда обязанность джихада переходит к людям, которые за ними, и на людей, которые за этими людьми. Этот процесс продолжается до тех пор, пока джихад не охватит весь мир.

Шейх Ибн Таймия говорит об этом: «Что касается оборонительного джихада, который заключается в изгнании агрессора, то это самый тяжелый вид Джихада. Все согласны, что это обязанность защищать религию и все что является святым. Первейшая обязанность после веры — это отражение вражеского агрессора, который нападает на религию и мирские дела. Здесь нет места для наличия условий, таких как запасы или транспорт, скорее он сражается всем достигнутым потенциалом. Ученые, наши современники и другие говорили об этом».

Это объясняется подробнее в хадисе: «Мухаммад, сказал: «на мусульманине лежит послушание и подчинение и при лишениях, и при преуспевании, в том, что ему нравится и не нравится и даже если его лишают своих прав».

Теперь мы рассмотрим мнение четырех мазхабов (законодательных школ), все из которых согласны друг с другом в этом вопросе.

Ханафииты. Ибн Абидин сказал: «Джихад становится строго обязательным, если враг атакует одну из границ мусульман, и он становится строго обязательным для тех, кто находится рядом. Для тех, кто находится далеко — это обязательным, но если их помощь не требуется. Если же в них есть нужда, возможно, из-за того, что те, которые под атакой не могут сопротивляться врагу или ленятся и не сражаются на Джихаде, то тогда сражение становится строго обязательным для тех, кто за ними, как и обязанность молиться и поститься. И нет «лазейки» для них оставить его (джихад). Если они до такой степени не способны, тогда джихад становится для тех, кто за ними и так будет продолжаться до тех пор, пока джихад не станет строго обязательным для всей исламской уммы от Востока до Запада».

Маликиты. В одном из трудов говорится: «Джихад становится строго обязательным при неожиданной атаке врага. Сказано: «Где бы это не происходило, джихад незамедлительно становится строго обязательным для каждого, даже для женщины, рабов и детей. И они должны выступить, даже если опекуны, мужья и кредиторы запрещают им».

Шафииты учат: «Если они (кафиры) приближаются к одной из наших земель и расстояние между ними и нами становится меньше, чем расстояние, позволяющее сокращение молитвы, тогда люди этой территории должны защитить ее, и это становится строго обязательным даже для людей, для которых обычно нет джихада: бедняки, дети, рабы, должники и женщины.