Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Вот уже два месяца я являюсь прихожанином Свято-Казанского храма. Я чи­таю Новый Завет, изучаю Закон Божий. У ме­ня есть друзья, которые тоже хотят пойти по этому пути. Напишите, пожалуйста, с чего им начать? Вы правильно начали, пусть последуют за вами и ваши друзья. Но вам необходим руково­дитель, духовник; попробуйте переговорить об этом со своим священником.

Как стремиться и что нужно делать человеку, чтобы сердце его становилось чистым? Это и есть цель всей духовной жизни, це­леустремленность к главной цели. Для этого-то и существует Церковь со всем ее многооб­разием духовного опыта. Книга «Невидимая брань» старца Никодима и книга епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»; другие духовные книги помогают человеку в этом духовном опыте.

Вот говорят, когда у человека что-то случит­ся, «судьба, от судьбы далеко не уйдешь», так вы­ходит, что человек должен жить пассивно, ни­чего не предпринимая, ни о чем не мечтая, зная, что это пустое дело, судьба все сделает, у челове­ка же руки просто опускаются, или же человеку все-таки какая-то свобода дана в выборе его дейс­твий, ведь тогда зачем же ему Суд Страшный устраивается Богом после его смерти?

Ведь если судьба, за что же его судить, если, не успев ро­диться, она ему уже начертана, и потом, если она плохая, мало человек промучается в жизни, так еще и на суд его за это. Или же человек сам выбирает свою судьбу своими действиями? В об­щем, этот вопрос меня очень волнует. Должен человек жить пассивно, ничего не предпринимая, потому что судьба за него все решает, или же он должен непрестанно действовать, к чему-то стремиться?

Вы очень хорошо, хотя и многословно, сформулировали вопрос о судьбе, с учением о которой христианское мировоззрение не имеет ничего общего. Церковь не признает учение о судьбе. Только свободный выбор воли может получать нравственную оцен­ку. Если же что-либо предопределено зара­нее, то о суде над человеком не может быть и  речи.   Иногда  смешивают христианское учение о предвидении будущего с судьбой.

Есть законы физические — законы материи, нарушение которых может приводить че­ловека даже к гибели. И есть законы духа — Божественные законы, нарушение которых может привести к гибели, но уже не только тела, а самое главное, к гибели души. Обладая определенной информацией, любой человек более или менее верно может предсказать будущее, а тем более Господь, Который обла­дает полнотой информации. Он предвидит будущее всех нас.

Истинное покаяние может изменить будущее христианина самым кар­динальным образом. Об этом мы читаем в Библии: Царь Иосия пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим законы Его. Раздрав на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2 Пар. 34: 26-28).

К другому еврейскому царю пришел пророк и сообщил волю Бога, что за безза­кония он должен в ближайшие дни умереть. Царь раскаялся и просил у Бога продлить дни его жизни. Господь услышал покаяние этого царя и опять послал пророка, кото­рый сообщил этому царю, что ему даровано еще пятнадцать лет жизни. В нашей свобод­ной воле даже Второе Пришествие Иисуса Христа: или приблизить его, если будет про­должаться такое умножение беззаконий, или отдалить, если раскаемся и будем жить благочестиво.

С кем не должно иметь дружбы? «Не води дружбы и не имей союза с врагами Христовой Церкви, с еретиками, с раскольни­ками, с теми, которые постов святых не соб­людают, — заповедовал преподобный Серафим Саровский. Должно бегать от тех людей, кото­рые не боятся и не почитают Бога». Везде ли можно угодить Богу?

Да, везде можно угодить Богу, если будем хранить заповеди Божии, а главное любовь ко всем, смирение, состоящее в том, чтобы от всех терпеть за правду и напрасно, себя считать до конца жизни хуже и грешнее всех в мире, избе­гать излишнего угождения плоти, не искать осо­бенной пищи, отдых иметь умеренный, во всем и всегда слушаться своей совести, которую очи­щать исповедью перед духовным отцом.

Какая бывает милостыня? «Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим», — сказал святитель Феофан Затворник[127] . Как принимать у себя посетителей? Приходящего к тебе человека, особенно с ду­ховной целью, должно принимать с лаской и ве­селым видом, а внутренно смиряться и считать себя ниже его.

Хорошо отпустить от себя посе­тителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), хорошо снабдить ближнего Божественной книгой (сооб­разуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые при­ходят к нам с целью развлечения и отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем ду­ховный вред и разорение через их болтовню.

Что важнее, богоугождение или учение в школе, институте? «Главное у нас дело есть богоугождение, а на­учность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И по­тому не должно, чтобы она занимала все внима­ние и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота», — го­ворил святитель Феофан Затворник[128] .

Помните, что религия — древо жизни, наука — древо позна­ния добра и зла. Религия — связь с Богом, наука — связь с миром. Старцы говорят: «Образованность мирская не сообщает совершенств духовных». Служебные дела суетны или нет? Святитель Феофан Затворник пишет: «Дела службы не суетность: это Божии дела. Только де­лайте их всегда для Бога, а не для чего другого.