Кривельская Н.В.

Без преувеличения можно сказать, что религиозную палитру Российской Федерации во многом определяют Православие (включая старообрядцев) и мусульманство. Их общины составляют почти 80% от общего числа религиозных объединений России, а число последователей превышает 90% всех верующих. Вместе с другими историческими религиями, прежде всего буддизмом и иудаизмом, они оказывают значительное опосредованное влияние на граждан, не являющихся воцерковленными верующими, но по национальному или другим признакам соотносящих себя с той или иной религией. Усилия этих религиозных организаций направлены на консолидацию общества, его духовное и нравственное возрождение, на укрепление национальных традиций.

Таким образом, Российская Федерация ? страна с прочно устоявшимися, исторически сложившимися религиозными стереотипами, которые тесно связаны с культурой, традициями, национальными особенностями и самосознанием населяющих её народов. Российская модель государственно-церковных отношений должна учитывать историческое, культурное и религиозное своеобразие страны и поддерживать прежде всего те религиозные структуры, которые не только в прошлом сыграли огромную роль в деле сохранения её национального достоинства, но и впредь способны вносить позитивный вклад в возрождение России.

Большинством российских граждан, не отделяющих себя от той или иной исторической конфессии, негативно воспринимаются религиозные течения, появившиеся в России в 90-х гг. Вероисповедная специфика страны такова, что новые религии могут завоевывать свое пространство, лишь тесня традиционные конфессии. Участие иностранных миссионеров в религиозной жизни страны в соответствии с действующим законом не может рассматриваться как правовое нарушение. Тем не менее очевидно, чтo их деятельность преследует определенные, причём далеко не всегда в интересах России, цели.

Деятельность зарубежных миссионеров отличает широта размаха и глубокое проникновение в российское общество, а нередко и в структуры как федеральных, так и местных органов власти. Обычно ими используются при¬емы и методы, не свойственные российской религиозной традиции. Сошлемся на пример Новосибирской области как типичный для большинства регионов страны. Здесь за последние два года иностранными религиозными организациями был проведен ряд крупных пропагандистских акций: съезд представителей «Церкви Христа» Сибирского региона, конгресс представителей церкви «Свидетели Иеговы» (1995, 1996 гг.), фестиваль Иисуса Христа, семинары Новосибирского центра «Дианетика» и т.п. Как правило, эти массовые религиозные шоу с применением театральных эффектов, на которые их организаторы собирают десятки тысяч наших сограждан, отличает нарочитая отор¬ванность от российской действительности, сознательное размывание и разрушение ценностных ориентиров. В декабре 1996 г., сообщается в информации из Пермской области, прошел первый областной конгресс «Свидетелей Иеговы». За восемь часов напряженной работы конгресса ни разу не прозвучали слова «Родина», «Россия». Иностранные миссионеры в отличие от служителей культа исторических религий не заинтересованы в формировании патриотизма, а в конечном счёте ? в возрождении могущества нашей Родины.

Как следствие сложившейся ситуации, обостряется противостояние между традиционными конфессиями и религиями, привнесенными из-за рубежа. Состоявшийся в феврале 1998 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ) вновь выразил тревогу по поводу действий протестантских лжемиссионеров, приводящих кразрушению национальной духовной культуры, а такжщ, попранию принципа христианской солидарности перед цом мирских разделений.

Проявляют недовольство активностью иностранных миссионеров, в том числе и тех, кто якобы заботится об интересах последователей ислама, и духовные управления мусульман России. Конфронтация в мусульманских peгионах порой принимает весьма жесткие формы. Мусульманские авторитеты Дагестана, например, резко отрицательно относятся к деятельности иностранных ревнителей ваххабизма ? течения, не свойственного последователям ислама в этой северокавказской республике. Здесь дело доходит до выяснения отношений и защиты традиционных религиозных воззрений с применением силы. В Дагестане имеют место весьма серьёзные сложности и во взаимоотношениях мусульманского населения с последователями протестантских церквей, прежде всего с адвентистами.

Наряду с зарубежными религиозными организациями растущую активность проявляют различные международные, в том числе и правозащитные, структуры, имеющие отношение к религии. Представляется, что одна из задач их деятельности в России ? подрыв влияния и авторитета традиционных религий и Церквей, являющихся важным компонентом российской цивилизации. Настойчиво занимаются они и насаждением космополитических взглядов.

Членами этих организаций ведется активный сбор информации о религиозной обстановке в стране в целях обоснования и подтверждения своих постулатов.

Так, в январе 1998 г. представитель Кестонского института в России Лоренс Юзелл, проявляющий недюжинные способности в аккумулировании информации, не пропускающий ни одного мероприятия, где можно получить сведения о религии в России, активно разъезжающий по странам СНГ и Балтии, устроил пресс-конференцию в Конгрессе США на тему «Религиозная свобода в России». Он начал её с сенсационного заявления: Россияне на сегодняшний день обладают меньшей религиозной свободой, чем три-четыре года назад. Затем обрушился с нападками на РПЦ, которая вместе с государственной властью якобы узурпировала и подавила религиозную свободу в стране. Господин Юзелл не обошел вниманием и самоуправство местных властей в отношении религиозной свободы, заявив на основании каких-то одному лишь ему известных фактов, что на уровне российской провинции в настоящее время восстанавливается один из наиболее одиозных институтов советской эпохи ? Совет по делам религий ? с целью контроля за деятельностью религиозных организаций. Правда, в откровениях представителя Кестон-колледжа прозвучало и сожаление, что, в частности, американские протестанты часто вели себя в России, как в Африке, ? некультурно и невежливо.

Многие иностранные религиозные организации прочно осели в России, подготовили кадры из числа наших соотечественников и не собираются останавливаться на достигнутом. Их напористая миссионерская деятельность, открываемый с помощью известных приемов доступ на телевидение и радио, на страницы ряда газет и журналов вызывают недоумение и растущее возмущение общественности. Нельзя не учитывать, что деятельность новых религиозных организаций привела к изменению общей конфессиональной картины. В ряде регионов удельный вес конфессий и деноминаций, ранее не имевших последователей в нашей стране, составляет до 50% от общего числа действующих там религиозных объединений. Особенно тревожная ситуация сложилась в стратегически важных для России регионах ? Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Хабаровский, Приморский, Красноярский края, Амурская, Сахалинская и другие области). Есть данные, что в этих регионах зарубежные миссионеры, кроме всего прочего, занимаются сбором информации, имеющей отношение к вопросам безопасности России.

Принявшая массовый и неконтролируемый характер практика насаждения в Российской Федерации неведомых доселе церквей и их деятельность, наносящая зачастую ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью людей, нарушают исторически сложившуюся в России религиозную стабильность, отрицательно воспринимаются значительной частью общества, большинством peлигиозных деятелей страны. Особенно ярко выраженное негативное общественное мнение сформировалось в субъектах Российской Федерации, напрямую, в отличие от центра, столкнувшихся с деструктивной деятельностью ряда новых религиозных образований.

Тем не менее накопленный опыт, обобщение имеющегося материала позволяют сделать вывод, что озабоченность общества, государства, религиозных авторитетов России экспансией «новых» церквей сегодня адресна и связана со всеми вновь появившимися религиозными opганизациями. Разумеется, не подлежит сомнению правомерность деятельности религиозных объединений (прежде всего христианских, давно уже вписавшихся в российскую действительность) ? адвентистов, баптистов, пятидесятников или, скажем, лютеран, занимающихся евангелизацией России более четырех веков, а также ряда других деноминаций, круг последователей которых определен и стабилен. В среде этих конфессий тоже зреет недовольство бесцеремонным вмешательством зарубежных миссионеров в религиозную жизнь России, но они ? в отличие от «коренных» религий ? находятся в сильной экономической зависимости от своих международных центров.

Острие всеобщей критики и недовольства основной массы россиян направлено на организации, для которых характерны тоталитарность, сектантская замкнутость, активное использование методов психологической обработки адептов, что позволяет контролировать психику и управлять поведением сектантов.

Некоторые «новые» религии, проникшие на территорию России, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов, вызванных фактами нанесения психического и физическое го ущерба своим прихожанам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы.