Кривельская Н.В.

На федеральном уровне сегодня никто не владеет объемной и достоверной информацией о религиозной ситуации в России. Отсутствуют механизмы и каналы её получения, не поступает информация и из первоисточника ? религиозных организаций. Мы можем лишь опираться на сведения, полученные от субъектов Российской Федерации, которые, как правило, скупы и лаконичны.

Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый в 1990 г., освободил религиозные организации от государственной опеки, обеспечил право граждан на свободное изъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений. Пожалуй, впервые за все годы существования российского государства свобода вероисповедания стала объективной реальностью.

Вместе с тем закон, появившийся в обстановке социально-экономической, политической и идеологической нестабильности, отсутствия готовности и Церкви, и общества, и государства реализовать право на безграничную свободу совести, породил некоторые сложности в религиозной ситуации, проблемы в государственно-церковных отношениях. В связи с этим приведем немного цифр, которые, как говорил один из древних мыслителей, не управляют миром, но показывают, как управляется мир. На момент принятия Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» пропорции между конфессиями в Российской Федерации ? тогда одной из республик СССР ? выглядели; следующим образом: из 6,7 тыс. религиозных объединений около 57% составляли православные объединения (в том числе 4% ? старообрядческих толков), 28 ? протестантские (из них 15% ? евангельских христиан-баптистов), 14 ? мусульманские, 0,5 ? римско-католические, 0,5 ? иудаистские, 0,2% ? буддистские объединения. Из «новых» религий были представлены лишь кришнаиты и мормоны (по одной общине). Количество религиозных направлений, которое тогда ещё можно было подсчитать с достаточной точностью, не превышало 30.

С момента принятия Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» количество религиозных объединений, зарегистрировавших свои гражданские уставы (включая монастыри, братства, миссии, учебные заведения), возросло более чем в два раза и к началу 1998 г. достигло почти 14,5 тыс. Из них около 57% составили православные объединения (в том числе более 2% ? различных старообрядческих толков), около 20 ? протестантские, почти 19 -мусульманские, более 1 ? римско-католические, 1 ? буддистские, 0,5% ? иудаистские объединения. Таким образом, рост числа объединений произошел у мусульман, католиков и буддистов России.

При этом надо иметь в виду, что среди части религиозных организаций сохраняется тенденция действовать без получения прав юридического лица, ? следовательно, они не попадают в статистику Минюста России. На основании данных субъектов Российской Федерации можно говорить о существовании в стране от тысячи до трех тысяч религиозных объединений, не зарегистрировавших свои гражданские уставы в органах юстиции. К ним относятся общины, представляющие как отечественные, так и зарубежные конфессии. Руководители отдельных новых религий, создав общину, зарегистрированную в органах власти, нередко считают её Поместной церковью, действующей в пределах региона, и на этом основании открывают десятки филиалов без прав юридического лица.

Таким образом, в настоящее время можно говорить примерно о 16-18 тыс. религиозных объединений, действующих на российской территории. Значительно возросло и конфессиональное многообразие: на сегодняшний день в стране представлено около 60 направлений, которые отличаются друг от друга вероучительными взглядами. Однако эта цифра весьма условна, ибо сомнительной представляется конфессиональная идентификация таких религиозных организаций, как, например, церковь «Дом горшечника» в Костроме или «Часовня на Голгофе» в Омске. Подобных религиозных формирований с причудливыми названиями и эклектическими воззрениями действует в России великое множество.

Без преувеличения можно сказать, что религиозную палитру Российской Федерации во многом определяют Православие (включая старообрядцев) и мусульманство. Их общины составляют почти 80% от общего числа религиозных объединений России, а число последователей превышает 90% всех верующих. Вместе с другими историческими религиями, прежде всего буддизмом и иудаизмом, они оказывают значительное опосредованное влияние на граждан, не являющихся воцерковленными верующими, но по национальному или другим признакам соотносящих себя с той или иной религией. Усилия этих религиозных организаций направлены на консолидацию общества, его духовное и нравственное возрождение, на укрепление национальных традиций.

Таким образом, Российская Федерация ? страна с прочно устоявшимися, исторически сложившимися религиозными стереотипами, которые тесно связаны с культурой, традициями, национальными особенностями и самосознанием населяющих её народов. Российская модель государственно-церковных отношений должна учитывать историческое, культурное и религиозное своеобразие страны и поддерживать прежде всего те религиозные структуры, которые не только в прошлом сыграли огромную роль в деле сохранения её национального достоинства, но и впредь способны вносить позитивный вклад в возрождение России.

Большинством российских граждан, не отделяющих себя от той или иной исторической конфессии, негативно воспринимаются религиозные течения, появившиеся в России в 90-х гг. Вероисповедная специфика страны такова, что новые религии могут завоевывать свое пространство, лишь тесня традиционные конфессии. Участие иностранных миссионеров в религиозной жизни страны в соответствии с действующим законом не может рассматриваться как правовое нарушение. Тем не менее очевидно, чтo их деятельность преследует определенные, причём далеко не всегда в интересах России, цели.

Деятельность зарубежных миссионеров отличает широта размаха и глубокое проникновение в российское общество, а нередко и в структуры как федеральных, так и местных органов власти. Обычно ими используются при¬емы и методы, не свойственные российской религиозной традиции. Сошлемся на пример Новосибирской области как типичный для большинства регионов страны. Здесь за последние два года иностранными религиозными организациями был проведен ряд крупных пропагандистских акций: съезд представителей «Церкви Христа» Сибирского региона, конгресс представителей церкви «Свидетели Иеговы» (1995, 1996 гг.), фестиваль Иисуса Христа, семинары Новосибирского центра «Дианетика» и т.п. Как правило, эти массовые религиозные шоу с применением театральных эффектов, на которые их организаторы собирают десятки тысяч наших сограждан, отличает нарочитая отор¬ванность от российской действительности, сознательное размывание и разрушение ценностных ориентиров. В декабре 1996 г., сообщается в информации из Пермской области, прошел первый областной конгресс «Свидетелей Иеговы». За восемь часов напряженной работы конгресса ни разу не прозвучали слова «Родина», «Россия». Иностранные миссионеры в отличие от служителей культа исторических религий не заинтересованы в формировании патриотизма, а в конечном счёте ? в возрождении могущества нашей Родины.

Как следствие сложившейся ситуации, обостряется противостояние между традиционными конфессиями и религиями, привнесенными из-за рубежа. Состоявшийся в феврале 1998 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ) вновь выразил тревогу по поводу действий протестантских лжемиссионеров, приводящих кразрушению национальной духовной культуры, а такжщ, попранию принципа христианской солидарности перед цом мирских разделений.

Проявляют недовольство активностью иностранных миссионеров, в том числе и тех, кто якобы заботится об интересах последователей ислама, и духовные управления мусульман России. Конфронтация в мусульманских peгионах порой принимает весьма жесткие формы. Мусульманские авторитеты Дагестана, например, резко отрицательно относятся к деятельности иностранных ревнителей ваххабизма ? течения, не свойственного последователям ислама в этой северокавказской республике. Здесь дело доходит до выяснения отношений и защиты традиционных религиозных воззрений с применением силы. В Дагестане имеют место весьма серьёзные сложности и во взаимоотношениях мусульманского населения с последователями протестантских церквей, прежде всего с адвентистами.

Наряду с зарубежными религиозными организациями растущую активность проявляют различные международные, в том числе и правозащитные, структуры, имеющие отношение к религии. Представляется, что одна из задач их деятельности в России ? подрыв влияния и авторитета традиционных религий и Церквей, являющихся важным компонентом российской цивилизации. Настойчиво занимаются они и насаждением космополитических взглядов.