Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Эта заповедь также требует исполнения церковных постов и праздников. В великие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, мы тоже приходим в храм Божий, обязательно молимся и не работаем точно так же. Великих праздников, как вы знаете, двенадцать: Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и Успение. Вот двенадцать праздников.

И в посты перед праздниками Церковь также благословляет нам поститься, как того заповедь требует, то есть не есть мясных и молочных продуктов. Вот четыре поста: Рождественский, Великий пост, который идет семь недель до Пасхи, Петровский пост, который начинается через неделю после Троицы и идет до двенадцатого июля, и Успенский пост, который идет с четырнадцатого до двадцать восьмого августа.

А также постимся мы каждую среду и пятницу, кроме сплошных седмиц ингода. В среду мы вспоминаем предательство Иуды, а в пятницу мы вспоминаем распятие Господа. Дальше, следующая заповедь, которая у нас есть, это заповедь почитания родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20,12).

Нужно почитать родителей, не обижать их, ни в коем случае не бить — это смертный грех, Господь за это может покарать ужасно. Он карает очень сильно людей, которые бьют родителей. Вот у меня друг уехал в Чечню, он рассказывал, что чаще всего погибают, даже сгорают заживо те солдаты, про которых известно, что они избивали родителей. Бог даже Сам таковых и карает грешников, потому что это смертный грех, конечно же.

Потому что Бог дал через них жизнь, а ты, издеваясь над родителями, издеваешься над орудием Божиим, над Промыслом Божиим о тебе. Видите, каким все это образом связано. — Кто-то говорил, что люди, погибающие в огне, сразу возносятся на Небо. — Нет, это не так. На Небо возносятся те люди, которые любят Бога. Не механически, не потому, что они получают от Него какие-то блага, а потому что они любят Бога, только поэтому. Никакого непочитания не может быть.

Кроме того, эта заповедь также требует, чтобы мы не хулили власти. Хотя можно их не слушать, если они нам не подчиняются, нарушают волю Божию, но мы власть не хулим. В той мере, в какой она выполняет волю Божию, она угодна Богу. Поэтому христиане бывают милиционерами, например. И, конечно, мы почитаем священников как слуг Божиих. Итак, следующая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх.20,13). То есть нельзя убивать. (Это шестая заповедь.

Не первая, как часто люди думают, а шестая.) Почему? Потому что не ты дал жизнь и не тебе ее отнимать. Естественно, нельзя убивать людей, начиная с какого момента? — С рождения... — С зачатия. Человек становится человеком в момент зачатия. Человеком, обладающим бессмертной душой, свободной волей. Поэтому человеку нельзя убивать никакого человека.

И поэтому же смертным грехом является, конечно же, аборт. Правилами Церкви за аборт человека отлучают на семь лет от причастия. Нельзя применять гормональную контрацепцию, ставить спирали, это все равносильно аборту. — А вообще предохраняться? — Предохранение — вообще, конечно, от недоверия Богу. Допускается единственный способ предохранения — естественный процесс, но это опять-таки по снисхождению, это никак не благословляется, но попускается, потому что там нет ни аборта, ни каких-то противоестественных вещей. Об этом мы сейчас чуть позже скажем.

Потому что Бог дает столько детей, сколько нужно. А сейчас такая начинается истерика: ой, как же я их всех прокормлю. Если Бог дал дыхание человеку, уж даст, чем прокормить. Веками и тысячелетиями прокармливались, а вот мы почему-то не прокормимся. — Сейчас время более жестокое для воспитания детей, на улицах много нищих, которые просто не в состоянии прокормиться.

На пути от Теплого Стана до Ясенева можно часто встретить просто умоляющих матерей, которые стоят с ребенком, таблички держат, — многодетные семьи, которые не в состоянии прокормить детей. — Я сейчас обо всех не скажу, но чаще всего это бывают жулики. Честно говорю, потому что к нам неоднократно приходят такие, я говорю: пойдемте, я вам сейчас куплю крупы, муки, давайте, я куплю все, что нужно. Ну, денег я вам не дам, зато куплю.

Они говорят: нет, не надо — и сразу убегают. Значит, не прокормиться им нужно. — А вообще, какие люди могут просить милостыню? — Нет, если человек нуждается, то он может просить милостыню, естественно. И мне попадаются нормальные люди, которые просят милостыню. Естественно, я им даю. Обычно я так делаю, кстати, и вам советую: если человек просит на хлеб, пойти и купить ему хлеба.

И милостыню подадите, и никаких у вас не будет сомнений, что он потом пропьет. Даже если он алкоголик, то хоть закусит нормально. Эта заповедь (не убивай) запрещает также не только убивать, но еще запрещает гневаться напрасно. Помните, Господь говорит: «... всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5,22). Запрещает ругаться, скандалить, раздражаться, запрещает драться, ненавидеть.

А как определять: напрасно гневаешься или не напрасно, есть граница? Гнев напрасный тот, который направлен на то, что не отделяет нас от Бога. Если гнев направлен на то, что отделяет нас от Бога, то такой гнев — это правильная реакция. — Как запретить себе гневаться или раздражаться? — Надо молиться, эта страсть преодолевается только молитвой и чтением слова Божия, чтением Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа излечивается.

Всегда креститесь, когда начинается вот такой всплеск гнева, крестите сердце свое, чтобы Господь отогнал раздражение, и вы увидите, Господь прогонит это. — А когда дети шалят, это праведный гнев? — Да. Но сначала Божией Матери помолитесь, Христу Спасителю, выпейте святой воды, потом придите в себя и накажите детей. — А детей можно наказывать? — Нужно.