Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И поэтому же смертным грехом является, конечно же, аборт. Правилами Церкви за аборт человека отлучают на семь лет от причастия. Нельзя применять гормональную контрацепцию, ставить спирали, это все равносильно аборту. — А вообще предохраняться? — Предохранение — вообще, конечно, от недоверия Богу. Допускается единственный способ предохранения — естественный процесс, но это опять-таки по снисхождению, это никак не благословляется, но попускается, потому что там нет ни аборта, ни каких-то противоестественных вещей. Об этом мы сейчас чуть позже скажем.

Потому что Бог дает столько детей, сколько нужно. А сейчас такая начинается истерика: ой, как же я их всех прокормлю. Если Бог дал дыхание человеку, уж даст, чем прокормить. Веками и тысячелетиями прокармливались, а вот мы почему-то не прокормимся. — Сейчас время более жестокое для воспитания детей, на улицах много нищих, которые просто не в состоянии прокормиться.

На пути от Теплого Стана до Ясенева можно часто встретить просто умоляющих матерей, которые стоят с ребенком, таблички держат, — многодетные семьи, которые не в состоянии прокормить детей. — Я сейчас обо всех не скажу, но чаще всего это бывают жулики. Честно говорю, потому что к нам неоднократно приходят такие, я говорю: пойдемте, я вам сейчас куплю крупы, муки, давайте, я куплю все, что нужно. Ну, денег я вам не дам, зато куплю.

Они говорят: нет, не надо — и сразу убегают. Значит, не прокормиться им нужно. — А вообще, какие люди могут просить милостыню? — Нет, если человек нуждается, то он может просить милостыню, естественно. И мне попадаются нормальные люди, которые просят милостыню. Естественно, я им даю. Обычно я так делаю, кстати, и вам советую: если человек просит на хлеб, пойти и купить ему хлеба.

И милостыню подадите, и никаких у вас не будет сомнений, что он потом пропьет. Даже если он алкоголик, то хоть закусит нормально. Эта заповедь (не убивай) запрещает также не только убивать, но еще запрещает гневаться напрасно. Помните, Господь говорит: «... всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5,22). Запрещает ругаться, скандалить, раздражаться, запрещает драться, ненавидеть.

А как определять: напрасно гневаешься или не напрасно, есть граница? Гнев напрасный тот, который направлен на то, что не отделяет нас от Бога. Если гнев направлен на то, что отделяет нас от Бога, то такой гнев — это правильная реакция. — Как запретить себе гневаться или раздражаться? — Надо молиться, эта страсть преодолевается только молитвой и чтением слова Божия, чтением Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа излечивается.

Всегда креститесь, когда начинается вот такой всплеск гнева, крестите сердце свое, чтобы Господь отогнал раздражение, и вы увидите, Господь прогонит это. — А когда дети шалят, это праведный гнев? — Да. Но сначала Божией Матери помолитесь, Христу Спасителю, выпейте святой воды, потом придите в себя и накажите детей. — А детей можно наказывать? — Нужно.

Сказано в Писании: кто щадит свою розгу, ненавидит своего сына. В каких случаях надо наказывать? Когда ребенок бьет ребенка, тогда надо его выпороть просто. Но опять-таки, любое наказание должно быть без гнева, учтите. Оно должно удовлетворять справедливость. А у нас, к сожалению, делают ровно наоборот, у нас наказывают так: а, ты такой-сякой, да как я тебе сейчас дам. И что получается?

Во-первых, справедливость не восстановлена, ребенок не подумал, что его справедливо наказали, он подумал, что на нем сорвали злость. И действительно, так и есть. Одно зло не обуздано, а еще вы добавили. А нормально как? Нормально — человек успокаивается, а потом порет провинившегося. Наказание должно быть неотвратимо. И справедливо, заметьте. Следующая заповедь гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20,14).

Самая, наверно, непопулярная сейчас заповедь. Но Бог запрещает изменять жене, мужу — это прелюбодеяние. За прелюбодеяние полагается отлучение от причастия на пятнадцать лет. Потому что это двойной грех — это и блуд, и клятвопреступление. — А если люди только расписались, но не венчались. — Все равно прелюбодеяние. Если была роспись, то вы обещали друг другу верность, а вы нарушаете слово.

Господь запрещает не только прелюбодействовать, Он говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28). Поэтому нужно воздерживаться даже от блуда, который в мыслях. Конечно, не надо читать блудных рассказов, смотреть похабных фильмов, я думаю, это понятно и так. Что есть блуд? Блуд — это половые связи вне брака.

Вот два человека, свободных от брачных обязательств, они вступают между собою в половую связь, это называется смертный грех блуда. Он, конечно, наказывается меньше, чем прелюбодеяние, — всего семь лет отлучения от причастия, но семь тоже немало, согласитесь. А если человек не раскается в грехе блуда, он умрет, и сказано, что участью его будет огонь и сера.

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21,8). Почему? Потому что человек блудящий соединяется со всеми блудниками мира в единое тело, это реальность. Человек, вступающий в половую связь, действительно вступает в единое целое с тем, с кем он блудит, это чистая правда.

Если он в браке вступает в половую связь, он соединяется с женой в единое целое, и Бог его благословляет, потому что его брак освящен Богом в венчании. Если человек вне брака это делает, то Бог его не благословляет, а благословляет его кто? Враг. Поэтому Господь велит оставить врага. Почему? Потому что человек, который живет с изменником, невольно соединяется с сатаной.