«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Эта богослужебная структура (3 пения, за каждым из которых следует молитва, а потом читается Евангелие) нам почему-то уже знакома. Давайте вспомним, где мы её встречали. Это было в лекции № 8, где речь шла о структуре древнейшего всенощного бдения, из которого в 3 веке выросли Вечерня и Утреня. Мы говорили тогда, что это бдение носило предъевхаристический характер и что в основе его лежала следующая структура: 3 библейские песни с припевами и молитвой, за которыми следовало чтение Писания.
В. Лурье, который подробно изучал развитие этой структуры на базе школы о. Хуана Матеоса, обнаружил её модификации в таких производных чинопоследованиях как: утреня, вечерня и предъевангельская часть Литургии оглашенных.
Это развитие можно иллюстрировать следующей схемой:
Повсюду первоначальная структурная основа бдения остаётся, хотя в производных т.н. "песенных последованиях" её конкретные элементы могут замещаться. Например, диаконские молитвы превращаются в ектении. Библейские песни в утрени (описываемой Этерией) замещаются псалмами, а в литургии оглашенных — антифонами. И, таким образом, вместо 3 библейских песен, сопровождаемых 3 молитвами, возникает следующее песенное последование (т.н. "Трёхпсалмие"):
1. Вел. ектения + 1 антифон.
2. Мал. ектения + 2 антифон.
3. Мал. ектения + 3 антифон (который сопровождает Мал. вход и заканчивается пением тропарей, исторически возникших именно из припева к этой структуре).
В. Лурье в своём замечательном исследовании "Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа", восстанавливает следующую последовательность этого типа:
* в сер. 4 в. — припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос;
* на рубеже 4-5 вв. — появились ещё 2 тропаря типа "ипакои" (на "слава и ныне");
* в сер. 5 в. — вся структура стала завершаться богородичным и получила название "канона". Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина и проч.! Только в 8 в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9 песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом:
* песни 1-3 + ипакои + мал. ектения.
* песни 4-6 + кондак и икос + мал. ектения.
* песни 7-9 + экзапостиларий + мал. ектения.
Т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом "Честнейшую...").
См. "Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований", Том. I, СПб. 1995 г. стр. 187-199.
Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений — ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия:
После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст" ("Письма паломницы 4 века", М. 1994 г. стр. 196-198).
И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" — продолжают тему воссияния духовного света, открытую в 4 веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским.
5. Чин Бдения в 4-5 вв.