«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1. Великая ектения + 1 антифон.

2. Малая ектения + 2 антифон.

3. Малая ектения + 3 антифон.

Легко увидеть, что именно эта структура лежит в начале нашей современной Литургии и ею же (в несколько редуцированном виде: Вел. ектения + антифон или кафизма + Мал. ектения) начинаются и наша Вечерня и наша Утреня.

Современный же чин сложился как синтез следующих макроструктур:

1. Описанное монашеское псалмопение (вошло в него в виде кафизм).

2. Древнейшая полунощница (современное шестопсалмие).

3. Вечерня (с характерными песенными последованиями).

4. Утреня (с характерными песенными последованиями)

5. 9 и 1 часы.

Но произошёл этот синтез, конечно, не в 5 веке, а много позже. Тем не менее, многие элементы нашей всенощной в описываемый период уже налицо.

Итак, вот элементы нашей Всенощной, удержанные от 4-5 веков:

I. Вел. Вечерня.

1. Утренний (предначинательный) псалом.

2. Вел. ектения.

3. Антифон (I кафизмы).

4. Мал. ектения. (3,4 — реликт песенного последования)

5. Вечерний вход и "Свете тихий".

6. Паримии (т.е. В. Заветные чтения из Минеи).

7. Вечерняя молитва "Сподоби Господи..." (а древняя молитва, 4 века: "Безначальный Боже..." стала 7 Светильничной молитвой, которая тайно читается во время пения предначинательного псалма).

8. Молитва главопреклонения ("Господи Боже наш, преклонивый небеса...") тоже сохранилась от 4 века, но стала тайной и читается во время Просительной ектении перед литией.

9. Лития (с последующим освящением хлебов в качестве реликта первохристианской агапы).

II. Утреня.

1. Утренний псалом — 62 (основа будущего "Шестопсалмия").

2. Великая ектения.

3. Кафизма.

4. Малая ектения (2-4 — реликт песенного последования)

5. Полиелей с чтением Воскресного Евангелия.

6. Великое славословие.

7. Утренняя молитва: "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви..."

8. Молитва главопреклонения.

6. Службы Часов

Сильвия-Этерия описывает также часы 6 и 11 (а 3 час при ней совершался только на Великом посту). Она пишет:

"И снова, к шестому часу (т.е. в 12 часов), все возвращаются во второй раз (т.е. после будничной Утрени) в храм Воскресения, где поют псалмы и антифоны, пока не придет епископ. Придя и не садясь как прежде, он сразу же идет внутрь пещеры, за решетку, где уже был ранним утром. Там прежде всего он читает молитву и благословляет верных. При выходе из пещеры все опять подходят под благословение. То же самое происходит и в девятом часу" (т.е. в 15:00).