«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Слово на Рождество начинается восклицанием: "Христос раждается славите; Христос с небес, встречайте... пойте Господу вся земля". Это — ирмос Рождественского канона прп. Косьмы Маюмского.

Слово на Пятидесятницу содержит выражение : "Мы празднуем Пятидесятницу — пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды!" которое стало I стихирой в церковной службе вечерни на Пятидесятницу.

В том же слове выражение: "Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет животворящий..." стало стихирой на Пятидесятницу.

Но ведь чин на Пятидесятницу начал составлять ещё свт. Василий Великий. Так что возможно, что эти слова своего брата Григория начал заимствовать для церковный службы ещё он.

Но наверное самым ранним и удачным заимствованием является знаменитый гимн "Te Deum laudamus" свт. Амвросия Медиоланского, основанный на "Гимне Вседержителю" свт. Григория:

"Дай мне воспеть

Тебя, бессмертного Властителя,

Тебя, Царя и Господа...

Тобой лики ангелов...

Тобой красота звезд..."

Латинский парафраз свт. Амвросия:

"Тебя Бога хвалим,

Тебя Господа исповедуем.

Тебя, Отца вечного...

Тебя Ангелы и Архангелы,

Тебя небеса и все силы..."

Свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др.

То, что мы сказали о Григории Богослове, характерно и для других восточных епископов. Все они творили достаточно много, но в церковный обиход вошли буквально крохи, и то что им сейчас приписывается — сомнительно.

Так свт. Иоанну Златоусту приписываются какие-то "Тропари для всенощной", которые он сочинил в противовес арианам, в конце 4 века уже запрещённым и собиравшимся тайно по ночам (арх. Филарет Гумилевский "Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви" Св. Серг. Лавра, 1995 г. стр. 150).

Историческому противнику Златоуста — свт. Кириллу Александрийскому († 444) приписывается знаменитая песнь "Богородице Дево, радуйся! Благадатная Марие, Господь с Тобою..." (там же, стр. 156). Составленная на основе Ангельского приветствия "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою..." (Лк. I, 28, 42), она действительно могла быть противопоставлена свт. Кириллом ереси Нестория, но никаких подтверждений тому нет.