Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого же чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога сочетавшись с душою животных возвел ее на степень души человеческой. - И стал человек двояк. Одно тянет его горе, - другое - долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е.

страхом Божиим водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, - и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится, и крушится. Дух тут как пленник в узах, - находится в услужении у варваров, страстей похотных. - Сам он не удовлетворяется, и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив.

От чего животные потребности у животных все в своей мере: а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? - Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его. Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, - и в самом их движении проявляется нечто совсем животным несвойственное.

О чем ни стать рассуждать всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля. Вы атаковываете свободу, - будто все строится так, что хочешь - не хочешь, а делай. - Стоит только повнимательнее просмотреть дела свои, хоть в один день, или полдня, - и увидите, что все мы сами делаем, и делаем потому, что так хотим. Кто вас привел на Вышу?

- Связанным приволок кто, или сами решились и приехали? То, что вы называете понуждением, есть побуждение, без которого свободные дела не делаются. Но побуждение не есть необходимость - делать, а предложение дела. Дело предлагается, душа обсуждает, сделать ли и решает - делать или нет. Этого решения у души вынудить никто не может. Сама решает.

Сюда и Божеская сила не заходит, и никаким мановением свободы души не связывает. Прародители пали. Почему? - Нашли, что лучше будто не исполнять заповеди и нарушили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала и нашла, что он не худо предлагает, - и по этому своему смышлению решила - сорвать плод и вкусить. - Решения этого никто не вынуждал. Тоже и духи пали, - конечно, вследствие рассуждения и своеличного решения, что лучше не слушать Бога, а жить по своему смышлению. Рассудили так и отпали от Бога. Решения этого никто не вынуждал. Так и всякая душа действует.

Побуждений может быть много и самых сильных и понудительных, а решение всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям. Возьмите мучеников! - Предлежат орудия мучений, обещается покойная жизнь, иногда сбоку стоят мать и отец, и уговаривают бросить несколько ладану в жаровню пред идолом, - иногда же кроме этого - и жена молодая, любимая, и еще с ребенком. Сколько понуждений! - А мученик решает совсем наперекор им. - Не свободен ли он?!

- И тот кто падает - падает по свободному решению. Сознавши, таким образом, что свободное решение всегда от нас, - вы должны положить, что всеведение Божие не имеет на него определяющего влияния. - Да этот вопрос давно решен, - и очень удовлетворительно. Именно - Бог предвидит, - потому что видит свободные решения воли. Эти решения составляют предмет всеведения, - и составляют его в том виде, в каком являются, - именно, как свободные решения.

Не все, что предвидит Бог, то и определяет. Богословы различают в Боге - определение и попущение. Что определяет Бог, то так и бывает, как Он определяет, а что попущает, то может и не быть так, как бывает, хотя Бог предвидит бывание того. Таково падение прародителей и духов. Они свободно пали, хотя Бог предвидел то. Со стороны Божией все сделано, чтоб не пали. Ясно сказал прародителям: не ешьте. И последствия указал.

- Подобное сему надо предполагать и у духов падших. Не послушали, кто виноват? Зачем попустил Бог? - Затем, что иначе надлежало отнять свободу, или уничтожить в мире свободную тварь. Но без этого мир был бы гораздо ниже, чем теперь есть. - И попустил Бог - пасть, - устроив образ восстания от падения. - Мы идем к восстанию путем борьбы с противностями. - Таков закон!

- И все, которые следуют ему, - венчаются успехом. Извольте действовать по прописанному вначале. Когда возродятся сомнения и упорно будут стоять, - садитесь и опишите их подробно. Я уверен, что они тут же будут рассеиваться. - У вас все здраво. Враг всевает пустые призраки. Е. Ф.     1463. Минуты высшего благодатного состояния духа.

О смущающих помыслах и житейских попечениях. Об идиотах и умирающих без крещения   Милость Божия буди с вами! Состояние хорошее, которое испытали вы, есть плод осенившей вас благодати Божией. Оно дается всякому, кто искренно обращается к Господу. Так говорить о сем св. Макарий Египетский. И дается в начале, - а потом скрывается.

Господь дает только сим уразуметь, что есть - из чего трудиться и гнать в след Его. Состояние это не может равняться никакому естественному восторгу. Оно исключительно, - и только прикосновением Господа к душе испытывается. Заметили ли вы место, где чувствовалось. Это надо хорошо заметить, чтоб потом быть в том месте вниманием. Потрудитесь припомнить, - и все там быть вниманием. Это в сердце.

Продлить сие состояние не в нашей власти; но некое подобие ему производить трезвением - можно. Благослови вас, Господи! Как не благодарить вам Господа, такую милость вам явившего. - И Матерь Божию благодарите, - и св. Ангела Хранителя. Мне тут ничего не принадлежит, - кроме сорадования вам и благодарения вместе с вами Господа, всех спасающего.