Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Слава Тебе, Сыне Божий, благоволившему воплотитися, пострадать, умереть, воскреснуть, возсесть одесную Отца, и Духа Святаго нам ниспославшему. Слава Тебе, Боже Душе Святый, Церковь Божию чрез Апостолов устроившему и все языки в нее собравшему, и небо святыми избранными населившему. Слава Тебе, Боже, народ наш (русский) призвавшему в царство Твое.

Слава Тебе, благоволившему мне родитися среди верующих. Слава Тебе, многократно мне милости Свои являвшему. Слава Тебе, путь покаяния и обращения мне устроившему. Слава Тебе за все. С навыком молитве сей и самые догматы низойдут в сердце. Выбор ваш - пастырства - хорош. - Нет выше служения, как души спасать. Трудов нечего бояться: они все выполнимы удобно.

Самое же дело спасания душ - есть дело Божие. Только не мешать делу благодати. Иметь сильную веру, доброе поведение, молитвенный дух и благоразумие во внешних отношениях. - И все Бог устроит. - Паче всего заготавливайтесь к проповеданию. Найдите писания святых о пастырстве - и прочитайте. Также книгу о должностях приходских священников. Когда нужно что, пишите.

С удовольствием буду отвечать вам, сколько сумею. Вот вам мои книжки. Может быть вам теперь пригожее всего прочитать Письма о духовной жизни. Благослови вас Господи! Божией Матери покров да осеняет вас всегда. Ангел Хранитель да сопутствует вам. Молитва моя о вас будет всегдашнею. Ваш богомолец Еп. Феофан.     1465.

В борьбе с врагом не следует слагать оружия. О свободе. Истолкование сна. Еще о борьбе с духом хулы и сомнений. Духовник святителя   Слава Тебе, Господи! О том, что у вас все цело, я писал в полном убеждении, что все так и есть. Это доказывает весь ход дела, как вы писали, и как поступаете. Почему в этом нечего сомневаться. Дух хулы и сомнения притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас.

Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, - что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, и всегда быть наготове - противостать ему. - Пишут старцы, что когда нападет искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, - и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою.

Неприязненность тоже что - подать врага в грудь. - Это сильное и неприятное врагу средство. - К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и порождений его. Что вы не понимаете в приеме, каким следует истину проводить в сердце, - поймете, когда испытаете. Вот как делать надо! - Берите истину какую-либо и полнее уясните ее в сознании, как она исповедуется, - и затем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она исповедуется. Это дело простое!

- Молитвы из истины же составлять тоже не мудрено. Молитвы наши все и исходят из догматов. Пришел Господь на землю, ради нашего спасения. Исповедуя сию истину, молитесь: Господи! Как тогда ходя по земле исцелял Ты всякие недуги, прокаженных очищал, слепым давал прозрение, прииди теперь и ко мне и просвети очи ума моего, - и проказу грехов сними с меня. Так в отношении ко всякой истине.

Когда все истины войдут в сердце; тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами. Средство это иными словами есть: вкусить истину, - радоваться ей, с утешением и сладостью воспоминать о ней, и с теплотою сердечною вращать ее в уме. Помоги вам Господи достигнуть сего. О свободе. Как ни будь сильны возбуждения, все решение дела принадлежит лицу действующему; и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. - В этом и есть существо свободы.

И этого никакая сила исторгнуть у души не может. Ваши сны очень утешительны. Они означают, что Господь блюдет вас и ведет дело к тому, чтобы отогнать от вас врага. - Что дальше не пропустили, - это или означает степень, какой кто удостаивается: ибо не все одинаковы. Или дано сие видеть - в побуждение, что не надобно останавливаться на полдороге, а следует искать и искать, - или как Апостол - все гнать вперед.

А что видевший сон сей принят в дом Божий, это очевидно. Если б не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. - Итак, милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в истине, и по ее указанию простираться вперед. - Благослови вас Господи. - Что сказала вам Матерь Божия, это верх утешения и воодушевления! - Она ведь Мать всех нас христиан.

И как Господу за нас умершему мы все дороги, так и Ей. - Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше. Что у вас другие есть недостатки, что дивного, и у кого их нет? - Но дух хулы и сомнений надо полагать есть главный. Ибо он мешает заняться другими. Хула и сомнения то же, что когда почва под ногами колеблется: почувствовавши это тотчас падает от головокружения. Когда уже тут до другого чего?

- Вы этого-то потрудитесь одолеть и прогнать, тогда и прочие подадутся. Самость - корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? - и останавливается. Вот и самость. - Может быть и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость - с излишками. - Так начинайте зараз - и ее бороть. Смирение - корень всего доброго, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным же дает благодать.

Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы в вас есть вражий. С какою неприязнью относится он ко Господу Спасителю?! - Ему это натурально; ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям злых зелий вражеских! Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. Причаститься св. Таин - очень хорошо. Благослови вас Господи. - Исповедаться надо полно. Мой духовник о. Иосиф. Возьмите его.