Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

- Со всякою нуждою к Господу обращайтесь! Господь близ, - и готов с помощью. Теперь больше надо иметь страха и смирения. Спасайтесь, - и о мне Бога молите. Ваш богомолец, Е. Феофан.     1456. Разные ответы и наставления монастырскому благочинному   Милость Божия буди с вами! - Беспокойного NN. можно просить о.

архимандрита взять в свой монастырь, а на место его определить другого, если требуется. - Смущаться совести тут нечем. Делается для пользы того, - и для блага обители. - Движения ярости по случаю неприятностей надо прогонять молитвою и размышлением всякий раз до совершенного их исчезновения. И вреда не будет; а иначе будет. - О другом послушании не следует думать: ибо все же тут своя воля. - Когда о.

архимандрит спрашивает о ком начальнически, - надо говорить откровенно, как есть дело, это долг ваш. Смущаться этим не должно: ибо иначе поступать нехорошо. Откуда же настоятелю узнать?! - На исповедание не напрашиваться, но и не отказываться, когда велят и когда нужда видна. - Не спать трудно. Служба будет никуда негожа. - Попробывать можно. Если пойдет, можно продолжить. - Всяко надо трудить себя из-за сего.

Воздержания прибавить: на ночь не есть, - и пить меньше: - чай слабенький. - Письмоводительство хуже благочинничества. Надо бы устраниться от него. Но как не знаю, что у вас там сделано по сему, то ничего не говорю. - Относительно перемены вообще держаться правила: не двигаться самому, - на предложение отвечайте - ни да, ни нет, - а передвинут куда - идти, не морщась, будто по Божиему повелению.

Терпеть надо, - и терпеть все без исключения, - принимая то как от руки Божией. Не следует ожидать, что как только дал приказ, все пойдет, как желательно; а напротив во всем ожидать противления и готовиться сретить его без смущения, с разумно-придуманными в противодействие средствами. Надо все делать со всем усердием, - успех же дела предать в руки Божии.

Почему когда нет успеха, не ярить, а укорять себя, что худо придумал, и новое средство придумать. Не все однако ж об этом думать; а и своею душою неотступно заниматься. Молитва да будет в сердце неотлучно. Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять, чтоб она осталась пустою с одним Господом. - И тако отходить ко сну. Без этого же не отходить, а потрудиться над собою. Благослови вас Господи! Ваш богомолец, Е. Феофан.     1457.

Начальник не должен пылить, а действовать с терпением. Средства достигнуть умной молитвы   Милость Божия буди с вами! Вот сколько времени я вам не отвечал. Виноват! Разленился, и дельце было. Я думаю, что вы теперь уже попривыкли к делам вашего послушания, и самые дела текут у вас сносно. Даруй Господи, чтобы все шло лучше и лучше. Мудрость невелика!

Не пылить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед. Господь этого хочет и всегда в этих делах есть всесильный пособник. Только не надобно никогда допускать: я хочу, - а - порядки того требуют; я же слуга ваш! Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, - и если вы не молились умно, то и совсем не молились.

- А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это не совершенно, не непрерывно даже и во время молитвословия, и главное без чувств.

Таким образом ваше желание будет; как дойти до совершенства в молитве - умно к Богу возносимой? - Ответ на это: ищите и обрящете. Как выучились вы писать?! Трудом писания с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, - и выучитесь. Сама не придет; учиться надо. 1) Навыкайте ходить в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами. 2)

Как только свобода - кладите поклоны, в чувствах сокрушения и смирения. 3) Читайте книги все о молитве, - и размышляйте о ней. 4) Паче же всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, - а затем и домашнее правило. Тереть надо душу и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся, - и молитва станет чиста. Все же от благодати Божией.

Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец, Е. Феофан.     1458. Не должно вязать себя особыми правилами. Общие наставления о сохранении внимания к Богу и благоуспешном прохождении духовной жизни   Милость Божия буди с вами! Дать вам правило не умею. Да на что правило?! Одно то данное исполняйте и все тут.

К тому прибавить только: мало-мало что расстраивает и ослабляет действие внимания к Богу, - удалять то без жалости. Делать же только то, что способствует удержанию его и укреплению. К сему направлять и чтение, и размышление, и поклоны. Всякий род и всякий порядок занятий хорош, коль скоро способствует сему. Нечего и расписывать занятия. Коль скоро одно занятие не питает молитвы, оставить его надо, и взять другое. Напр.

, развернули книгу и стали читать, - нейдет. Оставьте ее, берите другую. Если та нейдет, берите третью. Если и эта нейдет, - бросьте чтение и кладите поклоны, - или размышляйте. Надо иметь неразвлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние - весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил. По временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью.