Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

Не пылить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед. Господь этого хочет и всегда в этих делах есть всесильный пособник. Только не надобно никогда допускать: я хочу, - а - порядки того требуют; я же слуга ваш! Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, - и если вы не молились умно, то и совсем не молились.

- А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это не совершенно, не непрерывно даже и во время молитвословия, и главное без чувств.

Таким образом ваше желание будет; как дойти до совершенства в молитве - умно к Богу возносимой? - Ответ на это: ищите и обрящете. Как выучились вы писать?! Трудом писания с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, - и выучитесь. Сама не придет; учиться надо. 1) Навыкайте ходить в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами. 2)

Как только свобода - кладите поклоны, в чувствах сокрушения и смирения. 3) Читайте книги все о молитве, - и размышляйте о ней. 4) Паче же всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, - а затем и домашнее правило. Тереть надо душу и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся, - и молитва станет чиста. Все же от благодати Божией.

Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец, Е. Феофан.     1458. Не должно вязать себя особыми правилами. Общие наставления о сохранении внимания к Богу и благоуспешном прохождении духовной жизни   Милость Божия буди с вами! Дать вам правило не умею. Да на что правило?! Одно то данное исполняйте и все тут.

К тому прибавить только: мало-мало что расстраивает и ослабляет действие внимания к Богу, - удалять то без жалости. Делать же только то, что способствует удержанию его и укреплению. К сему направлять и чтение, и размышление, и поклоны. Всякий род и всякий порядок занятий хорош, коль скоро способствует сему. Нечего и расписывать занятия. Коль скоро одно занятие не питает молитвы, оставить его надо, и взять другое. Напр.

, развернули книгу и стали читать, - нейдет. Оставьте ее, берите другую. Если та нейдет, берите третью. Если и эта нейдет, - бросьте чтение и кладите поклоны, - или размышляйте. Надо иметь неразвлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние - весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил. По временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью.

У одного написано: помолись с вечера два часа, потом поспи шесть часов, а там встань и молись до света. Когда внимание к Богу живо, и внутренне молитва идет; тогда лучше ничего не начинать делать (дома-то), а сидеть, или ходить, или, лучше, стоять пред иконами и молиться. Когда начнет слабеть внимание, подогреть его чтением или размышлением.

Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних некиих ощущений и особенно до сердечной теплоты, - правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободну в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило.

Тело надо держать постоянно в струнку, как солдат на параде, никак не позволяя себе распускать членов, не только при хождении и сидении, но и при стоянии и лежании. Дела все - и большие и малые - делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается. Всякого приходящего, или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия.

Первый вопрос будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему. В принятии пищи - немного оскудить питание, равно и у сна отнимать кое-что. Как что - сами смотрите. Не нужно вязать себя, а свободно действовать, иногда так, иногда иначе; одно имея в виду - плоти угодия не творить, и ни в чем не самоугодничать.

И спать или бодрствовать тоже разно можно, имея одну меру: не засыпаться крепко. Вам дал Бог слезы. Это добре! Но временные слезы - не все еще. Надо чтоб постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз. Из глаз текущие питают червь тщеславия, - а те, сердечные, Богу единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением. Читайте Варсонофия и Иоанна.

Там определены все случайности и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда. Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру один есть Господь, Спаситель наш. В час размышления, или при поклонах - внезапно появляться будут мысли спасительные, или руководительные, или пояснительные - надо их замечать - и записывать. Если будете предавать себя Господу вседушно, то Он Сам преподаст, или чрез Ангела Хранителя, всю науку христианскую.

Выучите несколько псалмов на память таких, которые больше по сердцу. И потом во время поклонов можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву. Мне сказывал это один человек, который начинал сначала утрени - Помилуй мя Боже и не успевал кончить ее до конца утрени. Этот способ больше всякого другого развивает дух молитвенный.