Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Духовный центр мира – Земля; хотя она в масштабах всего мироздания представляет лишь малую частицу, почти пылинку, но здесь, на Земле, произошли самые великие события в истории Вселенной. Сюда сошел Господь, и на Земле Он принял человеческую плоть, на Земле пролил Он Свою Кровь, поэтому Земля стала духовным сердцем всей Вселенной: так малый алмаз драгоценнее огромных каменных глыб.

Бывает, что люди спрашивают: зачем же тогда Господь создал эти миллиарды звезд, если они мертвы и необитаемы? Но это все равно что спросить художника: зачем он нарисовал великолепную и величественную картину?

Для Господа одинаково легко сотворить миллионы галактик и одну песчинку. Когда-то к преподобному Антонию Великому пришли философы и после продолжительной беседы спросили у него: «Ведь ты не читал в жизни ни одной книги, откуда у тебя такая мудрость?» Антоний сказал: «Я беспрерывно читаю книгу, написанную перстом Божиим, она открыта предо мной, одна страница книги – это земля, а другая – небо».

Итак, преподобный Антоний учился Богопознанию из истории Земли, усматривая промысел Божий в судьбах мира, и далее, взирая на небо, он постигал бесконечность и величие Творца.

Есть предание, что святой праотец Авраам, созерцая небо, пришел к познанию Единого Бога; также и в житии святой великомученицы Варвары рассказывается о том, что таким образом – через созерцание творений Божиих –пришла к познанию Творца и она.

В тропаре равноапостольной княгине Ольге, которую история именует «мудрой», сказано, что она возносила ум свой от видимой твари, то есть от видимого творения, к невидимому и вечному, и так познала Создателя всего сущего.

Братия и сестры! Видимое нашими глазами небо есть образ другого – духовного неба, высших сфер, где обитают Ангелы и души святых. Об этом небе говорит Господь: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13).

Как сошел Господь с небес? Ведь Господь – это Дух бесконечный. Он сошел с небес в том смысле, что здесь, на Земле, принял человеческую плоть; но написано также в Евангелии: Сущий на Небесах (Мф. 6, 9), – то есть Он пребывает Духом Своим везде, все содержит силою Своею, пребывает Весь во всем, и в то же время Весь превыше всего.

Один из византийских философов, Козьма, написал ученый труд, в котором он изобразил картину мира. Эта картина символична. Вообще, древние философы, ученые и мудрецы любили выражать свои мысли в форме притчи, в форме загадки. И вот он нарисовал картину, над которой впоследствии много смеялись и издевались как над невежеством древних людей. На этой картине изображена Земля, покоящаяся на трех слонах. Три слона стоят на ките, в океане, Землю окружает хрустальный свод, и человек, дойдя до края Земли, заглянул за него и как будто сломал.

Что это значит: действительно ли это невежество, или же здесь заключается какой-то глубокий, таинственный смысл, который позволяет видеть Вселенную не только как груды бездушной материи, но и как воплощенную в вещество Божественную идею? Океан означает то космическое небо, о котором мы говорили. Три слона означают три добродетели: веру, надежду и любовь, на которых и зиждется мир. Когда не станет этих добродетелей, когда исчезнут они, то разрушится и мир, разрушатся все звенья, которые сохраняют и удерживают его от распада.

Некоторые спрашивают: «Когда будет конец мира?» Господь отказался ответить на этот вопрос потому, что знать день и час неполезно для нас, но можно сказать, что мир погибнет тогда, когда иссякнет и погибнет любовь.

Далее, эти три слона стоят на ките; что это значит, братия и сестры? Это – возрождающая благодать Божия, на которой держатся три добродетели.

Древние нарисовали Землю, которую окружает хрустальный свод в виде огромного шатра. Впоследствии их недальновидные потомки над этим смеялись. Однако древние мудрецы оказались правы. Действительно, нашу Землю окружает некий, подобный «шатру», слой озона, благодаря которому и сохраняется жизнь на Земле. Если он будет разрушен, то жизнь на Земле уничтожится в потоке космической радиации.

Господь сказал о том, что Он пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы мир спасти (Ин. 12, 47). Евангелие говорит, что Свет пришел в мир, но мир не познал Свет, не принял Его (Ин. 1, 9–11). Люди возненавидели Свет потому, что дела их были злы. Господь говорит, что Он пришел, дабы все верующие в Него спаслись, но мы знаем, сколько христиан погибает. Святые Отцы учат нас, что верующие будут судимы более строго, чем неверующие. Преподобный Макарий Великий указывал, что в самом страшном месте ада будут находиться священники, недостойно литургисающие, и монахи, нарушающие свои обеты... И все же Господь говорит, что те, кто верит в Него – спасутся. Братия и сестры! Есть разная вера; есть вера от ума, эта вера холодная и мертвая, как свет луны. Эта вера не согревает нашего сердца, не определяет наших поступков. Мы верим, что есть Бог, а живем так, как будто Его нет, живем, погруженные в свои собственные страсти. Эта вера не спасет никого, она будет человеку только в осуждение. Господь говорит о другой вере, которая подобна солнечному свету, изливающемуся на всех; солнечному свету, который греет и животворит, под лучами которого расцветают растения и прекрасные цветы. Это вера, соединенная с любовью, вера, которая проявляется и свидетельствуется всей жизнью человека.