Orthodoxy and modernity. Electronic library.

On the Holy Prophet Elijah and the Harm of Verbosity

The Beheading of the Holy Prophet, Forerunner and Baptist of the Lord John

On the Sin of Lies and Hypocrisy

On the Holy Martyrs of Georgia

The Parable of the Wedding Feast

The Parable of the Talents

The Parable of the Sower

On the Unrighteous Steward

About the rich man and Lazarus

About the Canaanite woman

On the Healing of the Blind Man of Jericho

On the Healing of the Ten Lepers

About Death (1)

About Death (2)

About hell

Temptations in the Hour of Death

О таинственном смысле Божественной Литургии

Об отношении к духовному отцу

О покаянии

О неосуждении

О небе

О демонах

О молитве

О любви к врагам

О любви к Богу и к людям

От издательства

Вероятно, имя архимандрита Рафаила (Карелина)1 многим уже знакомо. Кто-то читал вышедший в издательстве Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры сборник его проповедей, кто-то – слова на «Великие христианские праздники», брошюры «Мистика земного времени» и «Икона “Слава Грузинской Каталикосской Церкви”». Кому-то встречались в православных молитвословах его поучения. Однако большая часть работ о. Рафаила остается для широкого круга читателей неизвестной. А между тем его творчество – проповеди и беседы, поучения и статьи – явление в современной православной литературе незаурядное, яркое и самобытное.

Наше время – период возвращения (или просто прихода) в Церковь огромной массы людей, тех, кто был отторгнут от нее и от самой веры в Бога годами отступничества и забвения. Однако и придя в Церковь, многие все равно остаются как бы перед «закрытыми дверями». Жизнь Церкви сокровенна, ее нельзя «рассмотреть», в нее необходимо влиться, ею жить. Но все в ней ново и незнакомо и так непохоже на то, что окружает нас в этом мире. Таинства и обряды, песнопения и слова молитв – все это поражает своей величественной, неземной красотой. Но истинный их смысл, самая суть – часто остаются нераскрытыми, непонятными.

Еще труднее прийти к правильному разумению внутренней, духовной жизни, принципов аскетики и православного подвижничества. Священное Писание, творения святых Отцов – вот ключ к пониманию жизни человеческого духа, его небесного предназначения, указание пути к Богопознанию и Богообщению. Однако мало ли вопросов рождается в душе при чтении книг? Слово Писания нередко предстает для нас неясным, прикровенным, а жизнь Отцов и учение их – недосягаемо высокими и неповторимыми… И тогда ничто так не сильно помочь, как слово священника, пастыря и духовного отца, подкрепленное опытом собственного подвига и исполненное любовью к слушающим его. Иногда это – слово научения, порой – вразумления, нередко – утешения. Но всегда – нужное, живительное и отрадное, облегчающее и увеселяющее душу, разгоняющее мрак скорбей и просвещающее очи сердца.

Образец такого слова – в проповедях о. Рафаила. Все они произнесены в разное время и по разным случаям, однако, есть в них нечто общее, их объединяющее: любую возможность использует автор, чтобы направить путь своих слушателей к Горнему Иерусалиму. Он словно ведет за собою и раскрывает внимающему ему новый, духовный мир.

В проповедях этих можно найти, пожалуй, все – от обличения и указания средств к врачеванию пороков современного мира до практических уроков борьбы с врагами-демонами и собственными нашими страстями. Перед нами последовательно открываются и богослужебная, литургическая жизнь Церкви, и сокровенная жизнь человеческого сердца, пути, которыми человек идет к Богу или удаляется от Него. От объяснения смысла и значения церковных таинств о. Рафаил переходит к раскрытию таинства приближения к Богу непрестанной молитвой.

Он постоянно напоминает нам: мы, христиане, не только призваны к вечной, небесной жизни, но мы уже – люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9) и оттого не свои (1 Кор. 6, 19). И самый дом наш, где живем мы, хоть и пребываем телом на земле, – это Церковь. «Дом, в котором Отец, – как повторяет о. Рафаил, – Сам Бог. Мать – Пресвятая Богородица. Ангелы и Святые – наши старшие братья. А мы сами – братья и сестры друг другу». Здесь мы безопасны, защищены от всякого врага. Похитить, исторгнуть нас из церковной ограды не в силах никто, только бы мы сами не оставили ее. А те, кто вне, услышав голос пастыря, да поспешили бы в нее войти.

Путь христианина