Таисия (Карцова), монахиня

Греческий император Мануил прислал ей для монастыря икону Корсунской Божией Матери  – одну из трех написанных св. евангелистом Лукой. Впоследствии святая икона эта была перенесена в Торопецкий собор (Псковской обл.) и находилась там до нашего времени. Было у прп. Евфросинии сильное желание окончить жизнь свою в Святой Земле. Достигши преклонных лет, она поручила монастырь сестре своей Евдокии, а племянниц своих – дочерей брата своего Вячеслава – Киринию и Ольгу велела постричь и нарекла им имена Агафия и Евфимия, потому что Господь даровал ей благодать прозревать, кто способен к духовной жизни. Сама же взяла с собой брата своего Давида и двоюродную сестру – монахиню Евпраксию и, простившись со сродниками своими и сестрами обители своей и со всеми, кого знала, отбыла в Святую Землю. Прибыв в Константинополь, она поклонилась всем святыням его, а император и Патриарх приняли ее с почетом.

В Иерусалиме она прежде всего поклонилась Гробу Господню и поставила перед ним золотое кадило, потом посетила Патриарха и поклонилась прочим святыням. Поселилась она в монастыре при церкви Пресвятой Богородицы, называемом Русским. Посетив Гроб Господень, она молилась о том, чтобы ей здесь окончить свою жизнь, и, вернувшись в монастырь, заболела. Тогда она послала брата своего Давида и Евпраксию на Иордан, где не успела быть, за святой водой и окропила себя ею. И явился ей ангел и возвестил ей о близкой кончине ее и уготованном ей от Бога покое. Сильно обрадовалась она, узнав, что место для погребения ее уже назначено в монастыре преподобного Феодосия, в церковном притворе, – в монастыре этом погребали жен, и там были гробницы матерей прп. Саввы и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Через два дня по причащении Святых Тайн прп. Евфросиния предала душу свою Богу 23 мая 1173 г. А брат ее и монахиня Евпраксия принесли на родину весть о ее кончине, а также Святой Крест со многими святынями, которым благословил ее Иерусалимский Патриарх. Крест этот повелела преподобная вечно хранить в своей обители под страхом страшной клятвы. В 1187 г. святые мощи ее были перенесены в Киевский Печерский монастырь, а в 1910 г. – в Спасский Полоцкий.

• Прп. Евфросинией был основан СпасоПреображенский женский монастырь, позже известный как СпасоЕвфросиньевский, в местечке Сельцо, в полутора верстах от Полоцка (ныне – в пределах Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви).

• В обители хранилась чудотворная икона Корсунской Божией Матери, список с иконы Ефесской Богоматери. В 1239 г. эта икона была перенесена в собор г. Торопца (ныне в Тверской обл.) по случаю венчания св. блгв. князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Эта икона в настоящее время хранится в Русском музее в СанктПетербурге.

• Земная жизнь св. Евфросинии закончилась в Святой Земле, но святые мощи ее вернулись в Россию. 3 окт. 1187 г. Иерусалим завоевал султан Саладин, он потребовал от христиан, чтобы те покинули город. Монахи Русского монастыря, покидая Святую Землю, взяли с собой святые мощи русской княжны, прп. Евфросинии, и перенесли их в КиевоПечерскую лавру. Так состоялось первое перенесение ее мощей.

• Несколько веков спустя святые мощи преподобной были перенесены из Дальних пещер КиевоПечерской лавры в СпасоЕвфросинъевский монастырь по высочайшему соизволению императора Николая II (память царственных мучеников 4 июля). Торжество перенесения мощей, с остановками в городах и селах, длилось месяц, с 22 апр. по 22 мая 1910 г. Часть пути, от Орши до Полоцка, мощи чтимой святой несли богомольцы на руках.

Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский (+ 1174)

Память его празднуется 4 июля в день перенесения вятого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых

В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным».

Главный удел – киевский – принадлежат самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн.

В период 1113–1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (+ 1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; + 1157), когда ему еще было два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей – южная и северная. Но Русь всетаки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся.

Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1155 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот следующий случай побудил его приступить к осуществлению своей цели.