Таисия (Карцова), монахиня

Память его празднуется 14 июня в день преставления, в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Благоверный князь Ростислав Мстиславич Смоленский (память его 14 марта), впоследствии вел. князь киевский, твердо соблюдал заветы своего великого деда Владимира Мономаха: благочестие и дела милосердия, воинская доблесть и любовь к просвещению стали наследственными в этой семье. Так, старший сын его, смоленский князь Роман, был ревностным деятелем просвещения: он основывал училища и хотел, чтобы все духовенство в его княжестве знало греческий язык. Летописец говорит о нем, что он много огорчений потерпел от смолян, но никогда не воздал никому злом за зло, потому что он был во всем подобен добродетелью своей покровителю своему – св. Роману (князю страстотерпцу Борису, убитому 24 июля 1015 г. братом своим Святополком). Брат его, князь Давид, воздвиг в Смоленске церковь и целые ночи проводил в ней стоя на молитве. Самым выдающимся из братьев Ростиславичей был младший, Мстислав, новгородский князь. Он был прекрасен собой и добродетелен, чтил духовенство и был милосерд к убогим и больным и заботился о них. Дружину свою он любил и не жалел для нее ни злата, ни сребра, а для себя не оставлял ничего. Когда он видел христиан утесняемых, он говорил им: «Братья, не будем иметь иного желания, кроме того, чтобы умереть нам за Русскую землю; если умрем – очистимся от грехов наших и Бог вменит нас с мучениками; все равно умрем сегодня или завтра, так умрем же с честью!» И он вдохновлял их мужеством, так как сам жаждал умереть за Русскую землю и бился от всего сердца. Он никого не боялся на земле, но Бога боялся и потому старших чтил и слушался их. Раз он хотел воевать с князем полоцким, но старший брат его, Роман, послал ему сказать: «Если будешь с ним воевать, увидишь меня против себя!» И князь Мстислав смирился и не стал воевать.

Не было города на Руси, который не хотел бы иметь его своим князем и повиноваться ему, потому что он жаждал творить великие дела. Но он умер еще молодым: он тяжело заболел, и когда стал изнемогать, то вздохнул и сказал: «Теперь я вижу, что все это была одна суета». И велел нести себя в церковь Святой Софии. Весь народ окружал его – знатные и убогие, архиепископ Иоанн (7 сент.) и все духовенство и дружина его, а княгиня его с детьми проливала слезы. Все плакали и говорили: «Теперь, господине, мы не сможем воевать с тобой за Новгород. Заходит уже солнце наше, и всякий нас обидит!» Он же, видя, что пришел последний его час и язык отнимается, принял Святые Христовы Тайны, благословил семью свою и дружину свою, воздел руки к небу и испустил последний вздох. Братья его плакали о нем, а с ними весь народ, потому что никто не мог забыть добрую ласку его, и «черные клобуки» (так русские называли местные финские племена) не могли забыть «приголублинья его» – говорит летописец. А новгородцы погребли его в храме Святой Софии, в гробу основателя ее, князя Владимира Ярославича.

Святитель Кирилл, Епископ Туровский (+ 1183)

Память его празднуется 28 апр. в день преставления и в 3ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых

Святитель Кирилл полагал начало иноческого жития в Туровском Борисоглебском монастыре,  где принял схиму и подвизался на столпе. Многие иноки и миряне пользовались его руководством. Наконец по общему желанию всей Туровской епархии он был возведен на епископскую кафедру и был ее пятым епископом (Туров находился в Минских пределах). Но за год до кончины он вернулся на покой в свою обитель и в 1183 г. окончил свою жизнь в строгих иноческих подвигах. Его творения, поражающие своей духовной красотой и силой, показывают его знакомство с греческим языком и святоотеческой литературой. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны и в других славянских странах.

Особенно любил их вел. князь Андрей Боголюбский.

До нас дошли 24 молитвы святителя Кирилла, покаянный канон и 12 проповедей, посвященных главнейшим праздникам и монашеской жизни. Древнее житие называет его «русским Златоустом, златословесным учителем, светлым учением Богоразумия своего просветившим русские концы».

Из «Слова на Пасху» :

«Видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: Ты еси Бог наш и разве Тебе иного не знаем. Человече видимый и Бог разумеваемый! Вся земля да поклонится Тебе; помилуй нас, долги душ наших... Вчера с разбойником мы распинались Тебе, а ныне совоскресли с Тобою. Вчера с Лонгином взывали: „Воистину Божий Сын Ты еси", а ныне со ангелы говорим: „Воистину, Христос воскресе!" Вчера с Никодимом с Креста снимали Тебя, ныне с Магдалиною видим Тебя воскресшего...»