Orthodox Book in Golden-ship.ru

Ведь мы не читаем в Писании, чтобы они вышли из Египта с ка­ким-либо оружием, но лишь с выпрошенными у егип­тян золотыми и серебряными сосудами. Откуда же из­раильтяне достали оружие на Амалика? Послушаем, что говорит об этом Феодорит: «Египтяне, погнавшиеся за Израилем, вышедшим от них, вооружились против них так, как против своих врагов, и хотели их погубить всех до единого, где бы ни настигли их.

И гнались они за ни­ми со всем войском своим. И вот когда израильтяне чу­десною силою Божией перешли море по суху, а египтя­не потонули в море, и потом море выбросило на сушу их трупы с тем оружием, которое было на них, — тог­да израильтяне взяли все это орудие от трупов египет­ских: все копья, щиты, мечи и прочее, — и с этим ору­жием воевали против Амалика».

Вот мы снова видим, что сопротивные вещи, приго­товленные для погибели израильтян, сослужили им та­кую великую службу, что ими они побеждали даже сво­их супостатов. О, дивные судьбы Божий! О, неизречен­ный промысл! Противное, жестокое и скорбное служит рабам Его в помощь, пользу и веселие! Итак, не изне­могай, раб Христов, печалию, когда с тобой случится что-либо противное, ибо скорбь твоя превратится в ра­дость, сопротивное в помощь и горесть в сладость.

Но обратимся снова к евангельским словам: «Рече ему Иисус: иди умыйся в купели Силоамстей». Силоамская купель, по словам толкователей, для ве­рующего человека является прообразом то святого кре­щения, то слез покаяния, то истечения из ребр Христо­вых крови и воды. Силоамом является святое крещение; в нем и омывается болото первородного греха, и про­свещается душевная слепота.

Слезы покаяния тоже яв­ляются Силоамом, в котором очищаются грехи, совер­шенные после крещения, согласно словам св. Златоуста: «Согрешил ты, поплакал и омыл грех». Посему-то и св. Лествичник называет слезы покаяния крещением более сильным, чем даже первое, таинственное крещение. На­конец, Силоамом является и источник, проистекший из ребр Христовых, согласно словам святого Андрея Крит­ского, который так воспевает в Великом каноне: «Сило­амом да будет ми купель, кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очища­юся, помазуяся и пия: яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (Песнь 4-я).

Я удивляюсь еще и тому, зачем Господь, могущий словом или прикосновением исцелить очи слепому, по­сылает его в купель Силоамскую? Говорят, что, во-пер­вых, для испытания его веры и послушания, для того, чтобы видно было, верует ли он и послушен ли он; во-вторых, для почитания Своего славного пророка Илии, который своею молитвою извел ту Силоамскую воду, и, в-третьих, для того, чтобы чудо сие Божие послужило к вящей славе Бога, ибо тогда все могли видеть, что сле­пой шел чрез Иерусалим незрячим и с брением на очах, а потом могли видеть его уже прозревшим, ясно все видящим и славящим Бога.

Все сии хорошо гово­рят; я же думаю, что еще для того он был послан Ии­сусом к Силоаму, чтобы совершил большой труд, идя путем чрез Иерусалим, ибо добрые дела трудом снис­киваются и болезнью исправляются; дары Божий дают­ся не даром, но по мере трудов. «Труждающихся и об­ремененных» Господь призывает к Своему успокоению, а нетрудящимся и ленивцам апостол не велит давать даже и куска хлеба: «Праздный да не яст».

Господь ищет в нас трудов наших и только за них Он дарует нам благодать Свою. В Песни песней два любящие лица, Жених и неве­ста, пришли некогда в разногласие по поводу того, что один из них желал покоя, а другой хотел трудиться. Го­ворит невеста: «На ложи моем исках, ложе возлюби ду­ша моя», а Жених отвечает: «Аз цвет польный и крин юдольный» (Песн. 3: 1).

Осязать ложе — это значит ис­кать покоя, идти же в поле, в долину — значит выхо­дить на труд и делание: «Изыде, — сказано, — человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23). О, невеста Христова! Ищи Жениха твоего не на мягком одре, но на терновном и гвоздном, который на кресте! Ищи Его в полях, в долинах, в трудах и делании, где Он посреди земли совершает спасение мира.

Выйдем же и мы вне стана к Нему, нося Его поно­шение. Господь для того посылает слепого к Силоаму, чтобы мы знали, что только трудом и многим потом мы можем достигнуть купели спасения. Аминь.   20. Поучение на вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа («Господь же убо, по глаголании. Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16: 19))

  Возлюбленные мои слушатели! Не знаю, как назвать нынешний праздник Вознесения Господня: радостным ли праздником, или плачевным? Назвал бы его радост­ным праздником, но вот я вижу святых апостолов пла­чущими и сетующими, о чем свидетельствует и церковь, воспевая в стихирах на «Господи, воззвах» следующее: «Господи, апостоли яко видеша Тя на облацех возноси­ма, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми рыдающе глаголаху: Владыко, не остави нас си­рых, ихже за милосердие возлюбил еси, рабы Твоя».

Назвал бы я его праздником печальным, но вижу тех же апостолов радующимися, о чем свидетельствует нынеш­ний тропарь, говоря: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа». Назвал бы я его радостным праздником, но вижу пречистую и преблагословенную Деву Богоро­дицу, источающую из очей своих множайшие и теплей­шие слезы о своем разлучении с прелюбезным Сыном и говорящую: «Не оставляй меня, Сын мой!

» Назвал бы я его печальным праздником, но вижу ту же пречистую Богородицу Деву премного радующейся о таком Боже­ственном прославлении своего Сына и Бога, о чем сви­детельствует Славник церковный, воспевая: «Ученики и рождшую Тя Богородицу радости бесчисленныя исполнивый во Твое вознесение». Назвал бы я этот праздник радостным, но какая может быть для детей радость в том, что их оставляет отец; какая утеха и овцам, когда уходит от них пастырь; в чем может быть веселие и не­весты — церкви, когда Жених ее, Христос, отлучается от нее, хотя и не навсегда, ибо говорит: «Аз есмь с ва­ми во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20)

, но все же после этого Он будет уже невидимым: плотские очи уже не увидят Его, но только умные очи? Назвал бы я его печальным праздником, но вот я вижу Господа мо­его светлым, радостным, идущим с веселием к Отцу, ви­жу и все горния силы неизреченно ликующими. Слышу я еще и церковь, призывающую к веселию всех живу­щих на земле и говорящую: «Вси языцы восплещите ру­ками, яко взыде Христос, идеже бе первее».