Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

И много подобного есть в Святом Евангелии. Христос говорил и смиренно, как Человек, и со властью, как Бог. Именно по человеческому смирению, утверждают еретики, Христос говорил и о том, что Дух Святой исходит от Отца, но не отнес это к Себе. Но это — ложные еретические учения! Когда Господь сказал: “Которого Я пошлю вам”, — Он сказал это ученикам не как Человек, но именно как Бог: ведь человек не посылает Бога.

Поскольку Дух Святой есть Бог, то и Господь говорит как Бог: “Которого Я пошлю вам”. И не один раз, но многократно говорил Он о том, что Дух от Отца исходит, чтобы заградить уста желающих утверждать, будто бы Дух Святой исходит от Сына. Некоторые указывают, что Христос, дунув, сказал ученикам Своим: “Примите духа святаго”(См. Ин. 20, 22.), — и потому они считают, что Дух Святой исходит от Сына.

На это Афанасий Великий отвечает: следует знать, что когда Христос, дунув, сказал ученикам: “Примите духа святого”, — Он дал им не Существо Святого Духа, но дарование духовное, как и Сам Он свидетельствует, говоря: “Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не приидет к вам”(Ин. 16, 7.). Очевидно, что если Христос еще не ушел, то и дуновение это не было пришествием Утешителя, но дар благодати духовной.

Когда же Он сказал: “Примите духа святого”, — то добавил еще: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”(Ин. 20, 23.). Отсюда ясно видно, что дуновение это было духовным дарованием оставлять и прощать грехи, а не Ипостасью и Существом Святого Духа; ведь для Писания это обычно — называть духовный дар духом, как Исаия пишет о Христе: “Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его”, и почиют на нем семь духов, то есть семь дарований духовных.

И чтобы никто не раздумывал, что это за семь духов, он сам протолковал их как “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия”(Ис. 11, 1 — 2.), “дух страха Божия”(См. Ис. 11, 3. В Синодальном переводе — “и страхом Господним исполнится”.). И Григорий Богослов говорит: действия, я имею в виду духовные, Исаие удобно называть духами, ведь духовное естество само не разделяется, но разделяет дарования.

Когда же Он вознесся на Небеса, ученики приняли Духа Святого как Ипостась. Ибо Сам Господь говорит об этом: “Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый”(Деян. 1, 8.). Как и случилось в день Пятидесятницы, о котором и апостол Петр свидетельствует, что апостолы тогда именно приняли Дух Святой — в день Пятидесятницы. Он говорит так: “Сего Иисуса Бог воскресил...

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите”(Деян. 2, 32 — 33.), — и это было в день Пятидесятницы, а не тогда, когда Христос дунул. Так свидетельствует Сам Господь Бог наш, Иисус Христос; и великий апостол Петр так же говорит, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына и что Дух Святой пришел в день Пятидесятницы, а не когда Христос дунул на учеников.

И семь Вселенских Соборов, в которых участвовало две тысячи святых отцов, и священнейшие святые поместные соборы, на которые собиралось множество великих богоносных отцов и чудотворцев, — все подтверждают исповедание православной веры в Духа Святого, истинного, животворящего, исходящего от Отца; а о том, что Он исходит и от Сына — никто не говорит.

С ними и архиереи, и святители, и преподобные, и светильники Церкви — все подтверждали и охраняли учение о том, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына. Василий Великий: Отец рождает, Сын рождается от Отца, и Дух Святой исходит от Отца — лишь в этом различие внутри Святой Троицы. Григорий Богослов: Дух Святой есть воистину Дух; Он исходит от Отца, но не как Сын, ибо Он не рождается, но исходит.

Иоанн Златоуст: дерзайте, проповедь не останется без свидетельства, но Дух, исходящий от Отца, спослушествует истине знамениями и чудесами. Ибо Христос сказал: не от Своих недр извожу, но от Отца Мною дается. Когда же Он говорит: “Я пошлю”(Ин. 15, 26.), — Он являет свое равенство Отцу. Григорий Нисский: Отец рождает Сына, и является Отцом. И родившийся Сын, Слово, является Сыном.

Так и Дух Святой, Который исходит от Отца, есть Дух Свят, Которым все освящается. Григорий Двоеслов, воссиявший после шестого Собора, говорит, что Дух-Утешитель исходит от Отца и пребывает на Сыне. Иоанн Дамаскин: Отец есть источник и причина Сына и Духа, Сын же не является причиной Духа, но лишь один Отец есть причина Сына и Духа. Дионисий Ареопагит: источник Божества — Отец, Сын же и Дух — от Богосеменного Божества и Богонасажденной отрасли, как присносущные цветы от единого Отца.

Но как это бывает — ни сказать, ни увидеть (В рукописи Соловецкой библиотеки №331: “ни узнать”.) невозможно. Епифаний Кипрский: мы говорим “Бог Отец”, “Бог Сын”, “Бог Дух Святой”, а не “Боги”, ибо в трех именах — единое Божество. Сын Единородный происходит от Отца, Дух же Святой, Дух Божий, присно пребывает с Отцом и с Сыном, ибо Он исходит от Бога Отца, и принимает Сыновнее, являя в мире, и испытует глубины Божии, потому что Сын вознесся ко Отцу, Отец же послал Духа во Имя Сына, Дух же Святой, продолжив дела Сына, укрепил их и ясно проповедал в мире.

Григорий Чудотворец: Един Бог — Отец Слова живого, един Господь Бог от Бога, единый от единого, един Дух Свят, происходящий от Бога и Сыном являемый людям. Дамас, папа Римский: да будет проклят тот, кто не исповедует, что Дух Святой воистину происходит от Отца, как и Сын от Божественного Существа, и от Бога — Бог Слово. Фаласcий Африкан: мы все знаем, что Отец — единое начало, родитель и источник присносущный Сына и Духа, соприсносущный, собезмерный и неопределяемый.

Святой Кирилл Александрийский: мы ни в коем случае не хотим, чтобы кем-либо была повреждена уставленная вера, то есть: “Верую во Единого Бога”, — исповедание, составленное святыми отцами; ведь это говорили не они, но Дух Бога Отца, Который исходит от Него и не отчужден от Сына, о чем по существу и говорится в исповедании. Кесарий, брат Григория Богослова: первый истинный Свет есть Отец, и Сын тоже Свет, как Сам Он сказал: “Я свет миру”(Ин. 8, 12.).