Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Дай единожды, получи сторицею: тот, кто милует убогого, Богу взаймы дает. Праздники Божии и святых Его почитай — не напиваясь сам, но кормя алчущих и поя жаждущих. Сделай дом свой известным не для богатых, не для славных, но для убогих и нищих, для сирот и вдовиц и для не имеющих где главу приклонить. Богат ли дом твой, или убог — за все благодари Господа Бога, ибо все это строится Божественным Промыслом, и все зрит Его неусыпающее око.

Потому старайся десятую часть от всего, что имеешь, отдавать Богу, давшему тебе эту жизнь и обещавшему тебе жизнь вечную после смерти. Ведь мир сей уничтожится и слава его погибнет: придет Господь с Небесными силами, и будет судить всякого человека, и воздаст каждому по делам его. Посему вспомни, что завтра увидишь небеса разверзающиеся, и ангелов узришь, и встанешь пред страшным судищем, и дашь ответ о жизни своей, о делах и словах и помышлениях.

Поэтому позаботься о себе, вспомни о себе и грехах своих. Вспомни, как осуждал. Вспомни, что ты — человек смертный, и болезненный, и страстный. Вспомни, что жизнь твоя была печальна, и бед исполнена, и много ты погубил добрых и злых, мудрых и немудрых, богатых и нищих. Вспомни, что ты — человек немощный, не способный понести и одного дня трудов, одной ночи бдения.

Вспомни, сколько ты грешил против Бога от юности своей. Вспомни, что ты днем и ночью борешься со львом и змием. Вспомни, сколько под землею душ, которые презирали страх Божий: на малое время молили они получить покой — и не получили, но в глубочайших частях земли плачут о заблуждениях своих, о лености, о наслаждениях и о лукавстве своем. Вспомни, сколько раз возмущалось море сие житейское от дел плоти нашей, сколько бурь, возмущений, ветров, грехов, слез во всех городах, в домах и на торгах.

Вспомни, сколько было людей от Адама и доныне, и не осталось о них памяти: лишь те прославлены на Небе и на земле, которые по заповедям Божиим прожили все дни жизни своей. И что есть благо в мире сем, и что не обманчиво? Ведь все исполнено болезни и страха: и рождение наше болезненно, и смерть наша страшна, и то, что по смерти — неизреченно и неизвестно.

Питание наше меры не имеет, сон и хождение — все печально. И плоть наша не покоряется нам: если здорова — борется, если же немощна — огорчает. И если нет у нас хотя бы хлеба для подкрепления, то мы изнеможемя(В рукописях Соловецкой библиотеки №327: “она изнеможет”.). И кто в жизни этой жил не тяжело? Кто не вкусил соленых вод (В рукописи архиеп. Григория после этого слова прибавлено: “жизни сей”.) горького сего моря и встречных волн? Кто не стенал при этом?

Сколько разнообразных прельщений нынешней жизни заставило споткнуться и хороших ходоков? Вспомни, что вскоре оставишь все видимое, небо, землю и людей. Вспомни, что ты ничтожен и телом, и душою: малая скорбь смущает тебя, малое слово оглушает тебя, малая болезнь, словно огнем, сжигает тебя и повергает в великую печаль. И всякое веселие света сего плачем кончается: ибо сегодня играют свадьбу, а завтра оплакивают мертвеца. Сегодня растем, а завтра гнием.

Сегодня мы рождаем, а завтра мы же погребаем. Сегодня радуемся, а завтра плачем. Сегодня богат, а завтра наг. Сегодня славен, а завтра снедаем червями. Посему убоимся и вострепещем! Ибо не знаю, что будет с нами. Потому покаемся ныне! Ведь после смерти нет покаяния: что здесь сделаем, то и получим там; что здесь посеем, то и пожнем там (В рукописи архиеп.

Григория и рукописях Соловецкой библиотеки №327 и №331 далее следует: “Ведь придет наш день и час”.). Придет обязательно, и не минует, придет на нас Божий меч, а Бог не взирает на лица, не возьмет никакого выкупа: оставит человек все и отойдет один, нищ и наг, беспомощен, беззащитен, без дерзновения, неготовый, долу поникший, плача и сетуя, л`етом обливаясь, с бегающими глазами, зубами скрежеща, трепеща, за волосы хватаясь, с горящим языком. Хочет бежать — и не может. Хочет получить помощи — и не получит. Малый огонь — и все обращается в ничто. Малая болезнь — и все вотще и всуе.

Только ночь глубокая и темная, страшная и болезненная: и поведут его, как осужденного, поведут в места, исполненные страха и трепета, — в места, где нет смеха, но плач, где нет пищи, но скорбь, где великий страх и трепет для грешников, великая беда, неизреченные слезы, несказанное сетование, неумолкаемое воздыхание, неугасимый огнь, неусыпаемый червь, непроглядная тьма, неподкупный страшный Судия.

Потому да послужит нам это к назиданию! Будем помнить об этом постоянно! И, оплевав все радости этого мира, поможем себе: отведем подобающее место миру сему и радостям его, всем мирским попечениям и пристрастиям и сокроемся от них, ибо они гонят нас на убиение. Потому будем внимать себе и Богу своему, отдадим тело свое всяческим скорбям и печалям, ибо оно достойно многих язв.

И покаемся всем сердцем, и скажем: вот, мы все оставили и пошли за Тобой! Вот, мы всего отверглись страха Твоего ради! Пусть дойдет покаяние наше до облаков! Пусть стенание наше приблизится к небесам! Пусть молитвы наши и милостыня дойдут до Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом и будем терпеть все скорби и печали, чтобы насладиться благами, которые обещал Господь любящим Его: ибо заповеди Божии, о которых сказано выше, суть свет и жизнь (Ср.: Ин. 6, 63.).

И от тебя зависит — исполнять их или презирать. Посему непрестанно поучайся им и в них пребывай. Напиши сие малое слово в сердце своем и повесь его себе на шею, ибо оно введет в жизнь вечную тех, кто хочет идти по пути святому, желанному, по которому шли все святые от века, в Ветхом и в Новом Завете, и подвизались до пота, в скорбях и нуждах великих, и постнически и мученически угодили Христу и Ему единому послужили, чтобы, воскреснув из мертвых, возликовать со ангелами в блаженном и вечном непрестанном ликовании. Аминь. Это о том, как Тому Единому служить. И на этом завершим слово.

  И будем заканчивать наше повествование: ведь мы уже достаточно узнали, как подобает поклоняться святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и прочим Божественным и освященным вещам, что сотворены в честь и славу Божию; и о том, как подобает почитать друг друга, и как поклоняться царям и князьям, и что такое Бог, и как подобает ныне о Боге рассуждать, и как ныне Господу Богу поклоняться и Ему Единому служить, Присносущному и Трисолнечному Свету, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.