Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Поскольку иудеи запрещали апостолам крестить необрезанных, Петр, просвещенный видением полотна, сходящего с неба (Деян. 10, 9 — 17.), сказал, что “боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”, — но до Воплощения Христа человек был приятен Ему благодаря страху Божьему и праведной жизни, теперь же всякий боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу лишь после крещения.

Пусть нас спросят: будет ли принят к крещению человек, не имеющий страха Божьего и не поступающий по правде? Ответим: невозможно принять крещение человеку, не имеющему страха Божьего и не поступающему по правде. Но если кто-либо, не имея страха Божьего и не поступая по правде, только дает обет принять крещение, то он уже и страх Божий имеет и поступает по правде, ибо он отрекается от сатаны и всех дел его, соединяется с Христом и всеми святыми Его и начинает бояться Бога и поступать по правде.

Поэтому первоверховный апостол Петр говорит, что всякий человек, боящийся Бога и поступающий по правде, приятен Ему. Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божьего и их праведной жизни. Подобное этому говорит и великий апостол Павел: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!”(Рим. 2, 10.)

Апостол сказал это также о праведниках, живших до воплощения Христа и совершавших тогда добрые дела. Теперь, после воплощения Христа, следует сказать по-другому: слава, честь и мир иудею, и эллину и всякому человеку, делающему добро и верующему во Христа, принявшему печать Его крещения. Это подтверждается словами того же блаженного Павла: “Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника... ибо все вы одно во Христе Иисусе”(Гал. 3, 27 — 28.). И еще он говорит: “Ибо, хотя и есть...

много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им”(1 Кор. 8, 5 — 6.). На тех, кто верует в это — мир и милость. О тех, кто исповедует противное этому, апостол говорит: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема”(Гал. 1, 8.).

Иудеи и язычники и на словах и в делах противятся этому учению: они бесчестят Крест Христов и в Воскресение Его не верят, почему же “слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину”? Об эллинах апостол Павел сказал: “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители... Царства Божия не наследуют”(1 Кор. 6, 9 — 10.). И об иудеях он говорит: “Делами закона не оправдается... никакая плоть”(Рим. 3, 20.)

, — но только “через веру в Иисуса Христа”(Рим. 3, 22.). “Христос искупил нас от клятвы закона”(Гал. 3, 13.); “Если законом оправдание, то Христос напрасно умер”(Гал. 2, 21.). И еще: “Стойте в свободе... и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа”(Гал. 5, 1 — 2.). Сначала апостол возгласил: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину”.

Почему он, в таком случае, предал сатане Александра и Именея (1 Тим. 1, 20.), отступивших от веры в Христа, почему ослепил Елиму, хотевшего отвратить проконсула от веры (Деян. 13, 8 — 12.)? Очевидно, что апостол Павел сказал эти слова о праведниках, живших до Воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают...

они показывают, что дело закона у них написано в сердцах”(Рим. 2, 14 — 15.). Мы немного написали на эту тему, но и этого немногого нам достаточно, чтобы увидеть: те, кто неверно понимает и неправильно читает Священное Писание, считают, что они нашли в Нем много противоречий, — те же, кто правильно и со вниманием исследует Писание, понимают, что все книги Ветхого и Нового Заветов согласуются и не противоречат друг другу.

Теперь докажем, что сказанное святыми божественными нашими отцами о Святой и Животворящей Троице не противоречит друг другу. Некоторые из святых отцов иногда говорят, что Авраам принял Святую Троицу,(В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки №327 и №331 здесь добавлено: “иногда же — что принял трех ангелов”.) иногда же — что принял Бога с двумя ангелами.

Например, мудрый Иоанн Златоуст писал о том, что Авраам, имея ко всем людям сильную любовь, сподобился принять в своем шатре Святую Троицу, омыл Ее ноги, заколол теленка и приготовил обед. В другом месте он же пишет, что Авраам, любя странников, принял у себя в шатре Бога с ангелами. И еще он же пишет: патриарх Авраам, сидя перед входом в шатер, приглашал к себе прохожих и, как рыбак, который закинул в море сеть, чтобы вытащить рыбу, и вместо рыбы вынул золото и жемчуг, — так и Авраам, приглашая к себе людей, залучил ангелов.

Смотри, что пишет этот великий равноапостольный муж: иногда он пишет, что Авраам принял Святую Троицу, иногда — что принял Бога с двумя ангелами, иногда же — что Авраам принял у себя ангелов. Подобно этому пишет и святой Иоанн Дамаскин: как Святая и Единосущная Троица, не видимая телесными глазами, благоизволила есть в шатре Авраама? И еще он же пишет: Авраам, любя нищих, сподобился принять у себя Бога с двумя ангелами.

Святой Андрей Критский утверждает: у дубравы Мамре патриарх угощал ангелов. Святой Иосиф Песнописец пишет: блаженный Авраам, ты видел Святую Троицу, насколько это возможно для людей, и потчевал Ее, как близкий друг. Многократно в Священном Писании упоминается это событие, иногда о нем говорится так, что Авраам принял у себя Бога с двумя ангелами, иногда — что принял он Святую Троицу, иногда же — что принял трех ангелов.

Не понимающие скрытого смысла Священного Писания говорят, будто Писание само в себе не согласуется и будто оно противоречиво. Этого не может быть и никогда не будет: Писание во всем имеет единую мысль и единый смысл. Когда говорится, что Авраам принял Святую Троицу, то это истинно и вполне справедливо, о чем мы много говорили в начале этого слова.