Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
После приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи (преподобный Амвросий Оптинский). Следует всякому христианину трижды в год причащаться Пречистых Таин и каяться в своих грехах, а по нашей слабости хотя однажды в год — в Великий пост. Если кто и этого не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему и не родиться (святитель Иоанн Златоуст).
Кто старцу или духовнику исповедается в винах своих со смехом, тот не имеет страха Божия и, не имея желания отстать от любимого греха, кается лицемерно... После перечисления грехов хорошо говорить духовнику: «Нет возможности перечислить все грехи мои по множеству их». Но не следует говорить: «Всем грешен» или: «Нет греха, которого бы не совершил».
Так сказать — не значит ли клеветать на себя? Ибо во всяком случае найдется немало грехов, которых мы не имели, а о иных и понятия не имеем. Грехи, которые прежде были разрешены на исповеди и после не повторялись, нет надобности снова исповедовать; если же о них духовник спросит, то следует сказать: «Прежде было, но покаялся». Когда духовник спросит о таком грехе, который еще не был исповедан, то следует отвечать: «Грешен» (из иноческого календаря).
Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долго-временною греховною жизнию греховные навыки, они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобою: он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь.
Установитель покаяния — Творец твой, создавший тебя из ничего; тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце, соделать боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце духовное, святое (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаянием начинается христианская нравственная жизнь человека. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, нужно покинуть прежнюю, греховную; нельзя полюбить добро, устремиться к нему, не возненавидев предварительно или одновременно зла, не отказавшись, не отвернувшись от него.
Покаяние есть акт нравственного воссоздания человека. Должно на исповеди признавать себя виновным, а на людей вину не полагать, потому что знак оправдания — мать всем порокам. Три степени (духовной жизни) названы у святителя Иоанна Златоуста: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть безропотно и с благодарностью находящие скорби (преподобный Амвросий Оптинский).
В случае поползновения не смущайся, а спеши к Богу, вопия: «Боже, сопричти к разбойнику, блуднице и мытарю и спаси меня». Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника. Сколько будем плакать и раскаиваться о том, что ныне не плакали и не приносили покаяния. Не дай Бог отойти во грехах туда, где уже нельзя сложить с себя грехов.
Нет пределов милосердию Божию: и для самых величайших злодеев есть возможность спасения; но велико должно быть и раскаяние таких грешников. В ад только те пойдут, которые от гордости не захотят принести покаяние. Как естественно нам есть, пить, говорить, слышать, так естественно и каяться.
После покаяния надобно нам не ходить туда, где мы падали в грех или где разжигались на грех. Если это гулянья — отказаться от них. Если знакомства — прекратить их. Оставить во внешних наших отношениях только дела по работе, и притом так завесть их, чтобы исполнение их было по Богу, а не в угодность страстям. Установить новые знакомства и новые занятия, дела, вместо пустых бесед — беседы о духовных предметах; вместо балов и вечеров — посещение людей богобоязненных; вместо чтения мирских книг, журналов — чтение Слова Божия и книг божественных, и т. п. (святитель Феофан Затворник).
Чтобы сохранить себя от грехопадений после покаяния, старайся, особенно на первых порах, когда еще ты не окреп нравственно, избегать встречи со грехом, удаляйся от тех людей и тех мест, какие могут дать тебе случай согрешить. Нельзя не падать в грех, но можно и должно, упавши, восстать. Бегущий спешно, если и споткнется на что, спешно встает и опять устремляется по пути к цели, — подражай ему.
Печаль от диавола говорит: «Куда тебе бежать? Нет тебе покаяния», — ибо бес говорит так, чтобы склонить человека оставить жизнь по Богу. А печаль по Богу говорит: «Не бойся, приди опять к Богу, ибо знает Христос, что человек немощен, и даровал ему спасительное покаяние до смерти его». Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.
Есть так называемые неисповеданные грехи, с которыми многие живут в течение многих лет, а может быть, и всей своей жизни; их уж слишком стыдно говорить; а между тем они тяготят душу и готовят ей вечные осуждения и муку. О, как надо страшиться умереть в нераскаянных грехах (архиепископ Арсений Чудовский). Нет преступления, которое не могло бы быть прощено во имя распятого на кресте Сына Божия.
После покаяния надо изменить прежние обычаи и оставить привычки, которыми питались наши страсти, построить новый порядок своему поведению или своим занятиям, делам дома и вне и всем своим встречам, — а более всего предохранить себя от соблазнительных встреч с такими предметами, и лицами, и вещами, кои могут возбуждать томящие нас греховные страсти (святитель Феофан Затворник).
Благодать Божия возвращается через покаяние, исповедь и самоуничиженную жизнь. На Страшном суде Бог осудит грешников особенно за то, что они не прибегали к Нему как не мощные и грешащие по немощи и не умоляли Его послать им свыше благодать Всесвятого Духа, да дарует им силу не грешить (преподобный Симеон Новый Богослов).