Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Здесь уже сам подвижник, достигший про­свещения и исполненный Благодати, по любви к своим братьям снисходит к человеческой немощи и, если есть необходимость, отчасти приоткрывает им завесу своего духовного опы­та и познания. В этом и состоит сущность христианского богословия. Стремление поддер­жать христиан в их духовной борьбе, вызванное состраданием и божественной любовью, -- 1 Беседа 3, На слова: «Внемли себе», 1. PG 31, 197.

Общение как онтологическая категория, определяю­щая способ бытия личности, — главная тема богословского синтеза митр. Иоанна (Зизиуласа). См. его книгу: John D. Ziziloulas, Being as Communion, SVS Press, New York, 1985, где дается глубокий богословский анализ этого вопроса. 2 Прп. Максим Исповедник, Различные богословские и домострой тельные главы, 2, 12. PG 90, 1225.

  острое переживание за вечную участь своих ближних, желание помочь им наследовать во всей полноте обетования Божии и обрести животворящую Благодать, которая составляет истинный залог спасения и дает уже здесь ощутить будущее блаженство праведных, — вот главный мотив святоотеческого богословия. «Если ты, — говорит прп.

Симеон Новый Бого­слов, — почтишь [Господа], примешь Его и дашь Ему в себе место и предоставишь покой, будь уверен, что услышишь нечто неизреченное, исходящее из сокровищниц Духа — при этом ты не будешь припадать к груди Владыки, как некогда то делал возлюбленный Христов ученик Иоанн, но будешь носить в самой груди своей всего Бога Слова; ты будешь богословствовать богословием как новым, так и старым, и прекрасно будешь понимать то богословие, которое уже до тебя было запечатлено в слове и на бумаге; ты станешь благозвучным инст­рументом, звучащим и услаждающим слух лучше любой музыки»1 .

Слово человека, богословствующего из своего личного опыта жизни во Христе, и есть, таким образом, истинное слово утешения, о котором апостол Павел говорит; Приимите слово утешения: ибо вмале написав, послах вам (Евр. 13, 22). * * * Читатель держит в руках книгу слов и бесед старца Иосифа Ватопедского, объединен­ных характерным названием — «Слова Утешения».

Сказанное нами выше в полной мере приложимо к данной книге. «Слова» старца Иосифа несут в себе духовную силу человека, который не просто рассуждает о высоких предметах, но пережил все, о чем он пишет, на собственном опыте. Пройдя путь духовного подвига и борьбы с «ветхим человеком», Старец сподобился просвещения животворящей Благодати Божией, которая очистила его сердце и озарила ум божественным светом богопознания.

Старец Иосиф уже много лет является духовным наставником братии Ватопедского монастыря. Его монашеский путь начался на о. Кипр, где Старец родился и где, в монастыре Ставровуни, принял монашеский постриг. Пробыв в этом монастыре несколько лет, о. Иосиф, по благословению старцев Обители, отправился на Святую Гору. Там он встретил­ся с великим подвижником нашего времени старцем Иосифом Исихастом (1898-1959)

, зна­комство с которым превратилось в многолетнее ученичество и принесло обильный духовный плод. Старец Иосиф Исихаст, будучи человеком высокой духовной жизни, вкусившим еще здесь на земле блаженство вечности, имел, кроме всего прочего, и дар учительства: без пре­увеличения можно сказать, что несколько монахов, его учеников, стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества.

Старец Иосиф Ватопедский, автор настоящих «Слов Утешения», — это один из немногих духовных наставников, кто цепью преемствен­ной связи соединяет поколение нынешнего монашества с уже отшедшими великими под­вижниками, достигшими высот святости. Всякое духовное слово, как мы пытались показать, является словом утешения. Особую остроту и силу слово приобретает в учении духовного отца и наставника, когда он обращает­ся к своим младшим братьям и ученикам.

Преимущество такого общения заключается в том, что слушающий имеет возможность не только воспринимать теорию христианского делания, но, взирая на образ своего отца, практически участвовать в его духовном восхождении. Это достигается с одной стороны через подражание учителю, когда его личная святость как бы влечет ученика, и, с другой стороны, в абсолютном «слепом» послушании ему, которое мало помалу очищает сердце послушника и делает его способным к восприятию божественного просвещения. Таким путем шли и сами наставники.

Поэтому их свидетельство особо дорого нынешнему поколению монахов и мирян, начинающих свой личный путь к Богу. Редкие старцы имели возможность получить, так сказать, «духовное образование» у ног великих от­цов, которые уже при жизни сподобились в полноте стяжать Благодать Святого Духа. О мно­гих из них старец Иосиф написал воспоминания, а также подробно изложил их духовное --- 1 Прп.

Симеон Новый Богослов, Слова Нравственные, 11. Sources Chretiennes 129, p. 348.   учение и описал опыт их подвижнической жизни. Теперь, когда многие из прежних подвиж­ников уже отошли в вечность, а нынешние состарились, их беседы и благодатный облик ос­таются с нами. Так же дело обстоит и с наследием самого старца Иосифа, беседы и поучения которого были подготовлены и изданы его учениками — братией Ватопедского монастыря.

* * * Вот уже в течение многих лет Ватопедский монастырь издает духовные книги в общей серии: Ψυχωφελή Βατοπαιδινά — «Ватопедская душеполезная библиотека». Эта библио­тека (в ней издано уже 17 книг, старец Иосиф является автором 15-ти из них) представляет собой изложение святогорского духовного опыта, который освящен многими поколениями монашествующих, подвизавшихся в Ватопедской Обители.

Достаточно упомянуть, что в подготавливаемый монастырем «Ватопедский Лимонарь» войдут жизнеописания 43-х пре­подобных отцов, живших в Ватопеде. Начало этой серии было положено старцем Иосифом, книги которого вдохновлены самой атмосферой святогорского монашеского государства с его многовековой традицией смиренного жития в послушании и ученичестве у богоносных наставников, которыми никогда не оскудевал Афон.