St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

В дружбе с миром состоят те, чьи сердца наполнены желаниями и стремлениями суетными. Все они идут без Христа, идут против Христа. Дружба с миром состоит в том, что люди преклоняются пред тем, что безбожный мир считает важным, достойным преклонения; стремятся к тем благам, к которым стремится мир. Вот это дружба с миром, а Бог ждет от нас другого: Он ждет, чтобы мы отвергли всё то, что любит мир, чтобы не стремились к тому, к чему стремится большинство человечества.

Господь требует, чтобы мы возненавидели гордость, которой полон мир, идущий без Бога. Бог ждет от нас, чтобы мы отвергли всякую славу человеческую. Мир стремится к благам жизни короткой, ничтожной, земной. И всех тех, кто хочет этого пути, кто отверг любовь к Господу, кто отвергает Кровь Святую, за нас излиянную, чтобы спасти нас от погибели, чтобы увести от пути, которым идет безбожный мир, — всех тех, кто отверг эту Божественную любовь, кто отверг Кровь Христову и ее попирает, апостол называет прелюбодеями и прелюбодейцами, о них он говорит: "Прелюбодеи и прелюбодейцы!"...

"Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". Мы получаем от Бога всё по своей просьбе только тогда, когда просим на добро, когда просим того, что угодно Богу, когда просим о Его помощи в немощах наших. А если всю жизнь живем, как прелюбодейцы и прелюбодеи в отношении к Богу, а когда случится с нами какое-нибудь тяжкое несчастье, вспомним о Боге и взмолимся пред Ним, — разве получим, разве достойны, разве заслужили? Конечно, нет.

Знаем мы, что и на войне, на этой страшной войне, недавно нами пережитой, все молились, решительно все, а если все, то и те, кто в Бога не веровал, а когда подошла смертельная опасность, то взмолился. Достоин ли такой человек получить по молитве своей? Конечно, нет. Для того, чтобы Бог прошение наше принимал и исполнял, надо быть полными веры, быть чистыми, по настроенности своей надо быть подобными святым апостолам, к которым были обращены эти слова Христовы.

Бог исполняет все прошения того, кто всем сердцем служит Ему и людям. Он исполнял все прошения Своих апостолов, прошения великих святых, подобных Великому Антонию. На них исполнялись слова Христовы: "Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам". Следовательно, для того, чтобы на нас исполнилось это слово Христово, мы не должны быть прелюбодеями и прелюбодейцами по отношению к Богу, мы должны быть чистыми и святыми, как были чисты и святы апостолы.

К нам не должны быть приложимы и другие слова апостола Иакова: "Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?" (3, 10-11.) Уста святых апостолов, уста великих преподобных, уста великих святителей всегда изливали только сладкую, благодатную воду; не слышал от них мир слов гнилых, слов праздных.

Никогда не текла вместе с водой сладкой — вода горькая, вода проклятий, изрыгаемая устами нечистыми. Это запомните, это да будет критерием для суждения вашего о людях. Если видите человека, уста которого изрыгают то слова добрые, то слова проклятий и гнева, слова раздражения, — уходите от такого, знайте, что сердце его нечисто, знайте, что далек он от того, чем должен быть христианин.

Знайте, что в общении с таким человеком и сами развратитесь, ибо общение с развращенными никогда не остается без последствий — и сами развратитесь, сами станете подобны тем, из уст которых течет одновременно и сладкая, и горькая вода. А мы должны быть не таковы, мы должны всегда помнить пример, приведенный святым Ефремом Сириным: он уподобляет душу губке, которую опустили в сосуд с уксусом, и которая вся напиталась уксусом.

Не исправить содержания губки: сколько на нее ни лей драгоценного вина, всё равно останется она наполненной уксусом. И напротив: если губку опустить в драгоценное вино, она вся пропитается этим вином, и всё нечистое, что попробуем мы прибавить к содержанию этой губки, не будет воспринято ею, потому что уже не может она вместить ничего другого.

Так и сердце наше должно быть наполнено доверху благими словами Евангелия, заповедей Христовых. Трудно нам достичь того, чтобы сердце наше было наполнено только чистым и святым, для этого мы должны быть неспособными воспринимать ничто другое, ничто развращенное. Только не входите в общение с теми, которых уста то творят молитву, то изрыгают проклятия; идите к людям чистым, уста которых изливают только сладкую воду: с ними вы будете чисты.

    О настойчивости в молитве   21 февраля 1948 г.   Вы слышали сегодня в Евангельском чтении притчу Господню: "В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: "Защити меня от соперника моего". Но он долгое время не хотел.

А после сказал сам в себе: "Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне". И сказал Господь: "Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре" (Лк. 18, 2-8).

Господь медлит, нередко медлит защищать нас. Господь часто медлит исполнить наши желания, наши прошения, но только медлит, ибо сказал Господь : "Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре". Как будто некоторое противоречие: "медлит защищать", а здесь: "подаст защиту вскоре". Что это значит? Прежде всего то, что в очах Божиих времена и течение их совсем не то, что в очах человеческих.

Слышите в псалме Давидовом: "Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная" (89, 5). У Бога тысяча лет как день один: то, что нам кажется долгим, очень коротко в очах Божиих. Почему же это Господь так часто медлит исполнять желания вопиющих к Нему день и ночь? Потому что приучает нас терпеть, воспитывает в нас терпение.